Как вид профессиональной деятельности торговля в прошлом занимала особое место в жизни евреев Кавказа, причем ее роль постоянно возрастала — вплоть до установления Советской власти.
Уже к началу XVIII в. наблюдалось присутствие еврейских торговцев на территории современных Азербайджана и Дагестана. Среди евреев-переселенцев из Персии того времени существенную часть составляли купцы. Именно им давались привилегии селиться во владениях шекинских, кубинских и дербентских ханов. Прибывая на Кавказ с многочисленными свитами, еврейские купцы оставляли свой след не только в культуре, но и в составе местного населения. В этническом и языковом калейдоскопе горских народов издревле присутствуют упоминания о представителях еврейского этноса.
Торговая активность еврейских купцов не прекращались и во время Кавказской войны середины 19 в. — несмотря на то, что странствовать по дорогам в те времена было небезопасно. Купцы, выезжавшие с товаром за пределы Кавказа, участвовали в российских ярмарках и успешно вели торг с заграницей.
Некоторые сферы дальней и транзитной торговли Российской Империи контролировали крупные еврейские купцы. Горские евреи легко завязывали контакты со своими единоверцами за пределами Кавказа, к тому же они не идентифицировались ни с одной из политических сил, боровшихся за власть в регионе. Кроме того на горских евреев, в отличие от ашкеназов, не распространялось дискриминационное законодательство о Черте оседлости. Всё это, безусловно, и позволяло им удачно налаживать торговые связи с Россией, Турцией и Ираном (из книги «Горские евреи: история, культура, этнография» под ред. В. Дымшица).
В «Положении о купечестве» от 1863 г. сказано, что владельцы крупных предприятий, а также банкиры, которые в состоянии ежегодно выплачивать промысловый налог в размере в 500 рублей, имеют право быть причисленными к первой купеческой гильдии. В два раза меньший налог платили купцы второй гильдии. Однако дискриминация еврейских купцов на Кавказе не позволяла им претендовать на звание купца первой гильдии — даже в случае готовности выплатить положенную подать.
Еврейские купцы Кавказа составляли важнейшую часть деловой элиты региона, и, как правило, занимались не только торговой, но и промышленной деятельностью. Среди них были владельцами караван-сараев, доходных и торговых домов, общественных зданий и земельных участков. Как правило, успешные купцы занимались также и благотворительной деятельностью.
Ещё во времена раннего Средневековья странствующие еврейские купцы (рахданиты) активно вели торговлю между исламским Востоком и христианской Европой по Великому шелковому пути, создав тем самым постоянную коммерческую сеть, простиравшуюся от Китая и Индии до Европы. Регион же Восточного Кавказа на протяжении примерно тысячи лет служил мостом между Юго-Восточной Европой и Азией.
Термин «рахданиты» в переводе с персидского языка означает «знающие дорогу». Путешествуя по всему миру, еврейские купцы прекрасно владели несколькими языками: арабским, персидским, греческим, франкским, испанским и славянскими. Одним из центров торговли рахданитов в Восточной Европе являлся Хазарский каганат. Хазары обеспечивали стабильность и безопасность маршрутов Великого шелкового пути, зарабатывая на том, что взимали с торговцев пошлину. Торговля между Востоком и Западом, которая расцвела при посредничестве хазар, стала важнейшим экономическим достижением евреев в те времена.
В чем же причина успеха еврейских купцов Средневековья?
Вероятно, в том, что евреев издревле называют «народом Книги». Ещё в 64 г. н.э. первосвященник Иешуа бен Гамла выпустил вердикт, направленный на соблюдение всех законов иудаизма. Для этого требовалось обеспечить всеобщее обучение мальчиков, начиная с шестилетнего возраста. В дополнение к ивриту школьники обязаны были изучать и основы математики. Постоянное чтение Торы, Мишны и Талмуда стало обычной практикой еврейских общин. Именно религиозное обучение оказалось весьма прибыльным в экономической сфере. Евреи эпохи Средневековья, в отличие от их неевреских соседей, были (во всяком случае мужчины) почти поголовно грамотными.
Купечество в дореволюционной России являлось полупривилегированным сословием, занимавшим третье место после дворянства и духовенства. Купечество, естественным образом, становилось основой формирующейся торговой, финансовой и промышленной буржуазии. Само слово «купеческая гильдия» в России появилось при Петре I, весьма жаловавшем людей активных, стремившихся честно разбогатеть, что было полезно и им самим, и государству. Ведь известно: чем купец становился богаче, тем больше он платил налогов. Купец первой гильдии имел право вести заграничную торговлю и владеть морскими судами, к тому же он обладал привилегией свободного передвижения по стране — так называемую «паспортную льготу». Меньше привилегий имели купцы II и III гильдий. Однако за принадлежность к слою высшего купечества надо было платить большие деньги. Установленный Екатериной II порядок, предусматривавший наличие II гильдий, сохранялся вплоть до 1917 года. Купцы I гильдии могли претендовать «за особые заслуги» на ордена и ходатайствовать о получении почетного гражданства.
Еврейские купцы Кавказа занимались продажей ковров, табака, марены (натурального красителя по всему миру).
О торговцах Еврейской Слободы Х. Абрамов в своей книге «Горские евреи Кубы» пишет следующее: «Основным занятием жителей Слободы в те годы являлась торговля, что характерно для всего еврейского мира. Среди них особое место занимали крупные торговцы: братья Нувах, Ихиил и Асаф Агабаба, Давид Нисан Авраам, Евда Беньями, Хай Миши Йов Меир, Ошир Бадал, Юшва Бирор, Шугми Миши, Илазар Ливи, Шалму Симанду, Азиз Офдум, Азаря Бинями Юсуф, Ошир Авадья и др. Некоторые из перечисленных, имели торговые точки, не только в Слободе, но в и Кубе и Хачмасе».
О еврейских купцах Кавказа есть информация и в книге «Горские евреи: история, культура, этнография» (ред. В. Дымшиц). Позволю себе процитировать интересные сведения по данной теме: «Три четверти торговых фирм, до революции занимавшихся импортом и экспортом в г. Кубе (Азербайджан), в конце XIX века принадлежали Писаху Исхакову, Июбу Меирову и Рубину Урилову. Семья Дадашева из Кубы занималась экспортом сухофруктов и свежих яблок. Самым крупным еврейским купцом в Кубе в начале XX века был Манувах Агаев. Начиная с 1850-х годов горские евреи стали ездить на российские ярмарки, в основном на Нижегородскую. Бывали они и в Москве, и в Варшаве, где продавали марену, шелк, хлопок, пшеницу и ковры. Товар доставляли в один из портов на Каспии и оттуда везли по реке Волге.
В своей статье «Архив горских евреев в синагоге Ростова-на-Дону. Камеральное описание города Дербента за 1873 год» Данил Данилов пишет о том, что, благодаря архивариусу Владимиру Ракше, ему удалось почерпнуть информацию о еврейских общинах городов Северного Кавказа, где проживали горские евреи. Его первым делом заинтересовало «Камеральное описание города Дербента» Дербентского градоначальства, составленное в 1873 году. В списке перечисленных автором статьи людей есть сведения о еврейских купцах 2-й гильдии. Это: Ага Дадаш-оглы, 58 лет, Ифраим Ага-оглы, 33 года, Пинхас Ага-оглы, 30 лет, Шалум Авшалум-оглы, 33 года, Ганух (Ханух) Ирмия-оглы, 60 лет.
Купцы также владели земельными участками. Самыми богатыми евреями Дербента в 1880-х годах были купцы первой гильдии Ханукаев и Азизов. Ханукаев получил от властей три благодарственные грамоты за вклад в развитие торговли Кавказа с Центральной Россией.
Еврейские купцы Кавказа сохраняли связи со своей общиной, были щедрыми жертвователями на нужды синагоги. В те времена они были основными носителями модернизации и одними из первых строили для себя дома на европейский манер. Поскольку еврейские кварталы с плохими санитарными условиями и ветхими лачугами считались неподходящим соседством для таких домов, богачи нередко предпочитали возводить для себя дома в других районах города. Они и члены их семей говорили по-русски, получали светское образование и зачастую носили европейскую одежду».
О знаменитых дербентских купцах братьях Ханукаевых пишет в своей книге «Очерк истории рода Ханукаевых» Х. Авшалумов. Он пишет о том, что во второй половине прошлого столетия из большого рода Ханукаевых особо выделялись сыновья Овшолума Ханукаева — пять братьев: Шамоил, Юсуф, Ифраим, Хануко и Манашир.
До революции на территории современной Кабардино-Балкарии влиятельным представителем горско-еврейской общины был купец второй гильдии Яков-Беньямин Алзасов — известный меценат и бизнесмен, владелец ряда магазинов и жилых домов по улице Кабардинской города Нальчика. Он был знатоком Торы, а также управляющим и попечителем Нальчикской синагоги. В этой же синагоге служили раввинами его братья Нисим и Дониил. А сегодня его правнук р. Мардахай Гилядов возглавляет горско-еврейскую синагогу в израильском городе Нацрат-Илите.
В книге «Община горских евреев Чечни» М. Елизарова я нашла упоминания о двух примечательных личностях: «Владельцем мыловаренного завода был один из влиятельнейших людей горско-еврейской общины города Грозного, купец, меценат Адам Ашуров. А хозяином одного из кожевенных заводов был Нахшун Нурилович Исаевич. К концу 1880-х годов в городе насчитывалось 36 разных предприятий. Хозяевами некоторых из них также были горские евреи».
Если провести параллель через призму прошлого и настоящего и сравнить горско-еврейских купцов с известными предпринимателями современности, можно найти между ними ряд общих черт. Так же как их далёкие предки, нынешние горско-еврейские бизнесмены успешно занимаются торговлей, выделяют деньги на благотворительность, строительство и реставрацию синагог, и помощь нуждающимся семьям. Чему доказательством — деятельность благотворительного фонда СТМЭГИ во главе с Германом Захарьяевым. Гордость нашего народа — российские «короли недвижимости» Год Нисанов и Зарах Илиев, чьи имена уже вошли золотыми буквами в список Forbes. В список успешных предпринимателей — еврейских купцов настоящего времени также могут войти еще с три десятка горских евреев. Желаю им процветания и благосостояния, ведь они тем самым обеспечивают работой людей, поднимая престиж не только страны, в которой они проживают, но и репутацию своего родного народа!