Только голосование за Ганца-Саара-Айзенкота может положить конец бесконечным выборам

Только голосование за Ганца-Саара-Айзенкота может положить конец бесконечным выборам
Tomer Neuberg/Flash90

Через месяц израильтяне в пятый раз за три года придут на избирательные участки. В этой связи требуют ответа два вопроса: 1) как мы попали в эту петлю? 2) как нам из нее выбраться?

Ответ на первый вопрос прост: с 2019 года правые в Израиле имеют большинство, а Биньямин Нетаньяху — нет. С другим лидером во главе «Ликуд» легко сформировал бы правительство после каждых из четырех предыдущих выборов подряд. До тех пор, пока Нетаньяху отказывается уйти в отставку, или, наоборот, пока правые противники Нетаньяху не дадут ему большинства, тупик будет сохраняться.

Нетаньяху создал тупик

Обвинять израильскую политическую систему неправильно, потому что эта самая система не приводила к последовательным внеочередным выборам в период с 1949 по 2019 год. Именно Нетаньяху в 2014 году свалил правительство, навязанное ему Яиром Лапидом и Нафтали Беннетом. Это было правительство, которое исключило ортодоксальные партии в угоду секуляристу Авигдору Либерману, чья партия баллотировалась в 2013 году на совместной основе с «Ликудом» с обещанием полного слияния после выборов.

Нетаньяху отказался от этого обещания и вместо этого сделал ставку на досрочные выборы, чтобы вернуться к своим ортодоксальным союзникам. Он вышел из выборов 2015 года с тонким, как бритва, большинством в 61 депутат (из 120).

Поскольку большинство в 61 голос представляет собой логистическую головную боль (все члены большинства должны присутствовать на каждом голосовании) и рецепт для вымогательства (любой член большинства может шантажировать премьер-министра), Нетаньяху решил расширить свою коалицию. Поставленный перед выбором между формированием правительства национального единства с лейбористами (в то время возглавляемыми Ицхаком Герцогом) и возвращением Либермана, Нетаньяху выбрал последнее. Однако Либерман в итоге ушел. Вместо того чтобы вернуться к своему большинству в 61 мандат, Нетаньяху снова назначил внеочередные выборы.

В этот раз его авантюра провалилась. После выборов в апреле 2019 года Нетаньяху поддержали только 60 депутатов. Он продолжал крутить колесо, но безрезультатно: 55 членов Кнессета после выборов в сентябре 2019 года, 58 — после выборов в марте 2020 года. Израиль шел к четвертым выборам, но пандемия убедила Бени Ганца расторгнуть союз с Лапидом и сформировать чрезвычайное правительство с Нетаньяху. Однако Нетаньяху отбросил этот спасательный круг и довел правительство до краха, заблокировав бюджет.

В январе 2020 года Нетаньяху были предъявлены обвинения в злоупотреблении доверием, взяточничестве и мошенничестве. Он решил снова сделать ставку на лучший для себя исход выборов, чтобы отсрочить суд с помощью специально разработанного законодательства. Согласно опросам, на этот раз авантюра Нетаньяху должна была окупиться. Но этого не произошло благодаря принятому в декабре 2020 г. решению Гидеона Саара выйти из «Ликуда», создать собственную партию и спасти Израиль от циничной и корыстной хватки Нетаньяху.

Рискованный и смелый шаг Саара положил конец тупиковой ситуации, но Нетаньяху в конечном итоге развалил коалицию, которая его выкинула. Теперь Нетаньяху стремится к тому, что он отверг в прошлом: к тонкому, как бритва, большинству с экстремистами. Если раньше Нетаньяху был осторожным и ответственным, то теперь он стал безрассудным и несдержанным.

Его действия последних трех лет доказывают, что теперь он готов пожертвовать национальными интересами, чтобы освободиться от суда. Если он со своими союзниками получит 61 мандат, он выдвинет специально разработанное законодательство, подчинит судебную систему исполнительной власти и завершит контроль над СМИ. Тогда Израиль станет похож на полуавторитарный режим Виктора Орбана в Венгрии.

Единственный способ предотвратить этот ужасный, но вероятный сценарий — лишить Нетаньяху большинства в 61 голос. Тогда, и только тогда, может появиться выход из предвыборной петли с тремя возможными сценариями: 1) правительство единства Ганцем и Нетаньяху, причем Ганц получит первым пост премьер-министра в рамках соглашения о ротации; 2) мятеж в «Ликуде», вынуждающий Нетаньяху уйти в отставку; 3) дезертирство в рядах «Ликуда» и ортодоксальных партий, что позволит Ганцу сформировать коалицию без «Ликуда».

Вероятность каждого из этих сценариев, конечно, не очень высока. Но только пятая неудача Нетаньяху, не сумевшего собрать 61 депутата, может привести к выходу из политического кризиса, в котором Израиль находится с 2019 года. В отличие от Ганца, Лапид не присоединится к коалиции с Нетаньяху. Вот почему только голосование за список, возглавляемый Ганцем, Сааром и Гади Айзенкотом, дает разумную перспективу выхода из политического кризиса.

Jerusalem Post, перевод Якова Скворцова

Похожие статьи