Вопрос возврата языку джуьгьури статуса главного внутриэтнического средства общения невозможно решить без создания единой системы национального образования. Именно такая система (на основе качественно новых методик и современных технических средств, единого алфавита, орфографии, учебных пособий и др.) должна стать надёжной базой для возрождения национальной письменности, литературного языка, литературы и национальной культуры в целом на новой основе.
Джуьгьуры, несмотря на иноязычное окружение в течение последних веков, смогли сохранить свой язык. В основном этому способствовали: отличающееся вероисповедание, обособленное проживание, верность обычаям и традициям предков. Теперь эти объединяющие стержни ослабли.
В ХХ веке родной язык, передававшийся по традиции от поколения к поколению, еще оставался языком внутринационального общения. Потом эту его функцию исполнял общегосударственный язык СССР (русский). События, произошедшие в ХХ веке, разделили джуьгьуров на группы переселенцев в разные страны и регионы. Это расселение происходило, как правило, вместе со сменой гражданства. Проживание в иноязычной среде привело к тому, что большинство джуьгьуров, родившихся и выросших в этих странах за последние 30-40 лет, не знают языка джуьгьури и стали англо-, немецко-, русско- и иврито- язычными (в зависимости от государственного языка страны проживания). Перечисленные языки относятся к другим (неиранским) языковым группам, фонетические системы которых не включают в себя всех звуков джуьгьури и имеют свои особенности и закономерности, во многом не совпадающие с джуьгьури.
В течение ХХ века, по мере расселения значительной части джуьгьуров и вживания их в жизнь разных государств (социализации), язык джуьгьуров ощущал на себе неблагоприятное иноязычное влияние, уничтожавшее язык. Одной из главных причин этого негативного явления является глобализация, проповедуемая олигархическими элитами и пропагандируемая их слугами. Это привело к подмене в сознании людей основ цивилизованного миропорядка, которые являются общими для всех конфессий. Духовные ценности низведены до цены, стоимости, личной выгоды; морально-этические – до права сильного; ум – до хитрости, лукавства и лицемерия; популярность – до помпезности и показухи; и т.д. Такое вырождение норм цивилизации влечёт за собой равнодушие людей к вопросам будущего своих культур. Некоторые пострадавшие от глобализации этносы уже не ищут средств защиты от посягательства на их духовные ценности и традиции, сформировавшиеся за века и тысячелетия.
Под воздействием чуждых народной памяти идеологий и политики оказался и этнос джуьгьуров, что создало угрозу утраты инстинкта этнического самосохранения и своего национального лица. Многие представители этноса готовы были бы смириться с угрозой полной и невозвратной утраты своего этнического языка, с судьбой, постигшей языки многих этносов, особенно младописьменных и бесписьменных.
Существует ли способ устранить или хотя бы минимизировать последствия этого регресса? Жизнь сама даёт нам ответ. Родной язык вместе с древнейшей верой остаются главными стержнями, способными сохранить наш этнос.
Стало очевидным, что при высоком общеобразовательном уровне народа сохранившиеся рудименты и атавизмы старой системы национального образования, нацеленной на ликвидацию безграмотности, выполнявшей в основном посредническую, толковательную функцию, безнадёжно устарели. Новые попытки возродить её, предпринимаемые без учёта достижений современной педагогики и лингвистики, обречены на провал. Изменилась главные цели национального образования.
Цель единой системы национального образования — культурное сплочение народа на основе сохранения языка и традиций, способных уберечь нас от исчезновения и от различных проявлений этноцида.
Примитивные, кустарные способы и методы обучения, требовавшие зубрёжки и принятия надуманных правил орфографии, не удовлетворяют запроса народа на получение достойного национального образования.
Чтобы перейти к эффективному обучению людей национальной грамоте, нам предстоит перестроить эту систему. Для этого нужно разработать и материально обеспечить новые технологии обучения, объединить выполнение работы единым планом, подготовить квалифицированных учителей, привлечь специалистов разных профессий.
P.S.
* * *
Всё сущее имеет память,
неподражаемую речь.
Сильней народа не поранить,
чем на беспамятство обречь.
* * *
На гибель родного языка
не смотри безучастно.
Язык рождается века,
а возрождается не часто.