| Юрий Бочаров
Юрий Бочаров

Праймериз в «Ликуде»: что и требовалось доказать

Несмотря на то, что до новых досрочных выборов в кнессет остаётся менее 2,5 месяцев, фактически избирательная кампания так и не началась. Большинство из партий заняты перетряской списков, другие же ждали, чем же закончится «переворот» в «Ликуде».

Последние две недели прошли под знаком грязной борьбы между бессменным (последние 10 лет) премьер-министром Биньямином Нетаньяху и бывшим министром, а ныне просто депутатом Гидеоном Сааром. И хотя ожидалась безусловная победа Нетаньяху, наблюдатели все же отмечали, что могут быть и сюрпризы, что естественно тревожило штаб премьер-министра. В принципе своим успехом штаб Гидеона Саара считал 30%-ю поддержку и выше. Это будет означать, что их кандидат смог бороться против действующего премьер-министра и главное — обозначил себя как преемника.

В итоге, согласно окончательным результатам голосования, Биньямин Нетаньяху одержал убедительную победу. Премьер-министра поддержали 72,5% принявших участие в праймериз членов партии, его сопернику Гидеону Саару отдали свои голоса лишь 27,5% избирателей, хотя в принципе проигравший был «близок» к своей цели, в 30%. Всего за Нетаньяху проголосовали 41 792 человека, за Саара — 15 885 человек. Явка на этих праймериз составила около 49% (в 2014 году во внтрипартийных выборах) приняли участие 47% избирателей «Ликуда».

Хотя не стоит, конечно, забывать, что и «тяжеловесы», и члены Центра «Ликуда» всегда опирались на «кабланей колот» (подрядчиков голосов), которые в основном и организовывали массовый прием в партию. Поэтому в партии всегда есть «мертвые души», которых записали туда и о которых потом забыли (или они сами забыли о партии). На праймериз главное «дили» (договоренности) между «кабланей колот»: кто и сколько своих людей сможет довести до урны. В принципе, именно договоренность между ними и расставляет членов партийного списка по номерам и определяет лидера списка. Недаром Нетаньяху требовал от всех ликудовскую принцев публичной поддержки.

Кстати, последним из неопределившихся стал министр внутренней безопасности Гилад Эрдан, сообщивший о своей поддержке Нетаньяху чуть более чем за сутки до праймериз. При этом Эрдан добавил, что, в отличие от других, считает выдвижение Саара кандидатом нормальным и полезным явлением для демократического движения.

После объявления праймериз Эрдан координировал свои действия со спикером Кнессета Юлием Эдельштейном, который также не высказал предпочтения ни одному из кандидатов. Полагают, что Эдельштейн, который рассматривает себя в качестве кандидата на пост президента страны, скорее всего обижен на Нетаньяху за публичное обещание последнего поддержать кандидатов из оппозиции на этот пост в обмен на присоединение к коалиции. Скорее всего пока он сохранит нейтралитет.

Хотя многие в партии и высказывают (в основном анонимно) поддержку Гидеону Саару, публично его поддержало лишь несколько членов списка. Так, об этом объявил глава ЦК «Ликуда» Хаим Кац. Одновременно о том же объявили депутат Эти Атия, которая ранее была секретарем Хаима Каца, и бывший депутат Нурит Корен.

Административный ресурс Нетаньяху (в виде партаппарата), проводя сверку, вычеркнул из состава партии более пяти тысяч человек — в основном, по словам Саара, его сподвижников. Как оказалось, в список для голосования не попала даже бывший министр и депутат кнессета от партии «Ликуд» Лимор Ливнат, которая была 23 года была членом кнессета, в том числе 14 лет — от «Ликуда». Лишь после звонка Ливнат генеральному директору «Ликуда» ее тут же восстановили в списках, и она проголосовала, но ведь немногим такое удалось.

Желая успокоить членов списка партии и привлечь их на свою сторону, Нетаньяху добился через повторный партийный суд отмену праймериз для списка, как требовал устав партии. В итоге суд партии в расширенном составе из девяти судей решил отменить свое постановление о проведении праймериз в партийный список перед выборами в Кнессет.

Нетаньяху, пользуясь своими полномочиями по распределению министерских постов, которые он вынужден отдать до конца года, заявил, что рассматривает на эти посты естественно своих сторонников. Как сообщалось, среди кандидатов на министерские посты — Ципи Хотовели, Давид Битан и Нир Баркат, который так же рассматривает себя в качестве преемника Нетаньяху, но на этих праймериз голосует только за него.

На итоги праймериз сильно могло повлиять и решения БАГАЦа, на котором будет решаться вопрос: может ли президент поручить формирование правительства политику, уголовное дело против которого уже передано в суд. Заседание удалось перенести только на 31 декабря. Стоит отметить, что после получения иска судьи БАГАЦа обратились к юридическому советнику правительства Авихаю Мандельблиту с просьбой предоставить свой ответ на этот вопрос. Ответ от Мандельблита БАГАЦ должен получить не менее чем за 48 часов до заседания. В политических кругах полагают, что Авихай Мандельблит, скорее всего, сообщит БАГАЦу, что не существует юридических препятствий для того, чтобы политик, победивший на выборах, формировал правительство, даже в то случае, если ему предъявлены обвинения, но вина его еще не доказана.

За два дня до праймериз Гидеон Саар опубликовал видео, в котором призвал ликудников-поселенцев голосовать за него. Он пообещал поселенцам остановить палестинский захват территорий в зоне С и эвакуировать нелегальный бедуинский поселок Хан аль-Ахмар. Саар обратился к поселенцам после того, как глава регионального совета Самарии Йоси Даган дал свободу голосования членам группы поселенцев в Ликуде. Стоит отметить, что Даган — друг Гидеона Саара и был одним из немногих влиятельных ликудников, поддержавших проведение выборов председателя партии.

На своих митингах Саар в основном говорит о демократических принципах партии и о возможностях каждого ее члена быть избранным в руководство. А для колеблющихся, желая видимо показать, что это не переворот и не личная месть, как заявляют его противники, Саар заявил, что в случае победы на праймериз он будет содействовать избранию Биньямина Нетаньяху на президентский пост. Саар сказал, что в должности президента Нетаньяху сможет продолжать работать на благо государства на международной арене.

Каденция президента Руби Ривлина завершается в 2021 году. Президента Израиля избирает Кнессет тайным голосованием. И хотя президент Израиля по закону обладает иммунитетом от судебного преследования, это, впрочем, не слишком помогло бывшему президенту Моше Кацаву, когда юридический советник правительства Мени Мазуз объявил о намерении предъявить ему обвинение в изнасиловании и других преступлениях.

За день до внутрипартийных выборов Гидеон Саар обвинил действующего лидера партии Биньямина Нетаньяху в использовании грязных методов при ведении предвыборной кампании. По его словам, в последние дни «вторая сторона распространяет ложь, оскорбления и даже расистские высказывания».

И действительно выборы в «Ликуде» не обошлись без этой позорной политической рутины. Во вторник вечером Мири Регев, публично обсуждая предстоящие праймериз, произнесла фразу: «Мы не позволим бухарцам победить здесь». Она имела в виду происхождение Гидеона Саара — его отец ашкеназ из Аргентины, а мать, Брурия, бухарская еврейка. Желая видимо угодить своему патрону, Регев скорее прибавила голосов Гидеону Саару, так как Ассоциация бухарских евреев уже выразила свое разочарование, а представители общины бухарских евреев потребовали у Биньямина Нетаньяху отстранить Мири Регев от его кампании за место главы партии.

В итоге выбор сделан: Нетаньяху вновь бесспорный лидер и ведет партию на третьи досрочные выборы. Чем завершатся они, сегодня не может предсказать никто, ведь, согласно последним опросам общественного мнения, у нас снова «ничья» и снова возникает вопрос, будет ли у нас хоть какое-то правительство или мы снова окажемся в подвешённом состоянии. Все в принципе, как и в прошлый раз, будет зависеть от того, прогнется или прогнет кого-то Либерман, кто из малых партий левого и правого блоков вообще останется в кнессете, треснут ли правый и/или левый блок. В общем, как и вчера, пока царит полная неизвестность — и все за нас счет.

Похожие статьи