Израиль должен начать подготовку к сотрудничеству с новой администрацией США, а не использовать оставшиеся месяцы президентства Трампа для достижения целей, которые оттолкнут Байдена.
Один из фактов, к которым Израиль должен будет приспособиться во время правления Байдена, заключается в том, что Барак Обама, вероятно, будет играть роль, официальную или нет, советника по национальной безопасности или по политическим вопросам. Это означает, что Израиль должен начать вести переговоры с членами формирующейся администрации Байдена, а не пытаться в последние дни пребывания Трампа у власти достичь целей, неприемлемых для нее.
Высказывались предположения, что Израиль должен использовать оставшиеся месяцы президентства Трампа для распространения своего суверенитета на некоторые части Западного берега. Это было бы своеобразным подражанием Обаме, который незадолго до своего собственного ухода из Овального кабинета (в декабре 2016 года) поддержал абсолютно антиизраильскую резолюцию 2334 Совета Безопасности ООН, отвергнув просьбу избранного президента Трампа не делать этого.
Распространение израильского суверенитета на части территории Западного берега в течение следующих двух месяцев без координации с приходящей администрацией Байдена может настолько возмутить ее, что она вообще объявит израильский суверенитет на Западном берегу незаконным в принципе. Реализация суверенитета может даже привести к введению американских санкций в отношении Израиля (в отношении поселений, суверенитета или и того, и другого), что будет горячо поддержано такими членами Конгресса, как Рашида Тлайеб и Ильхан Омар, а также сенатором Берни Сандерсом.
Израиль должен осознать тот факт, что сегодняшняя Демократическая партия уже не та, что была восемь лет назад. Она стала экстремистской в некотором смысле — процесс ее радикализации резко усилился в ответ на вступление Трампа в Белый дом и ускорился в течение его четырехлетнего срока в ответ на его политику, как внутреннюю, так и внешнюю. Пропалестинские и антиизраильские позиции умножились и усилили свое влияние на демократический электорат. Уже раздаются голоса, предлагающие вновь открыть представительства Организации освобождения Палестины в Вашингтоне и перенести деятельность посольства США из Иерусалима обратно в Тель-Авив.
Однако самая сложная проблема с применением суверенитета сейчас касается Объединенных Арабских Эмиратов, Бахрейна и Судана, а также (косвенно) Саудовской Аравии. Эти страны будут рассматривать осуществление Израилем суверенитета без предварительной координации с ними как свидетельство израильского «мошенничества», поскольку предлогом для нормализации отношений с Иерусалимом было согласие Израиля на неопределенный срок отложить применение суверенитета на Западном берегу. Если Израиль ответит на проигрыш Трампа немедленным отказом от своего обязательства не навязывать суверенитет, новые друзья Иерусалима почувствуют, что их обманули. Это чувство, несомненно, будет работать против интересов Израиля.
В течение промежуточного периода до вступления Байдена в должность Израиль должен связаться с лидерами ОАЭ, Бахрейна, Судана, Саудовской Аравии и Египта с целью создания совместного блока, чтобы вместе предстать перед новой администрацией. Этот блок выступит единым фронтом по этим вопросам: чтобы Соединенные Штаты не склонялись перед Ираном по поводу ядерного досье, не снимали с него санкции и не позволяли Тегерану вмешиваться в дела других стран. Эта коалиция может дать или не дать в конечном итоге Израилю молчаливое согласие на применение суверенитета к частям Западного берега, но Иерусалим не должен осуществлять какой-либо подобный план без предварительной координации с этими странами. Действительно, координация с новыми друзьями Израиля в арабском и мусульманском мире более важна, чем координация с новой администрацией Байдена, хотя и это жизненно важно.
В течение следующих двух месяцев Израиль может стимулировать поиск решения проблемы того, что стало с Палестинской автономией после того, как ХАМАС разорвал ее на куски 13 лет назад — до того, как ПА за восемь лет пребывания у власти администрации Обамы превратилась в несостоявшееся и коррумпированное террористическое образование, весь смысл существования которого заключался исключительно в ненависти к Израилю.
Иерусалим должен одобрить план создания «палестинских эмиратов», предусматривающий создание семи отдельных и независимых эмиратов в городах Западного берега: Дженине, Наблусе, Тулькарме, Калькилии, Рамалле, Иерихоне и арабском Хевроне. Как только палестинские эмираты будут созданы, Израиль сможет применить суверенитет к сельским районам. Байден, Харрис и Обама не смогут возродить склеротическую и саморазрушительную ПА, и страны коалиции не будут проливать много слез по поводу ее кончины.
Взаимодействуя с Белым домом единым фронтом, Израиль и пять его друзей в арабском мире окажутся в значительно более выгодном положении. Как писал Эзоп, «объединенные мы стоим, разделенные мы падаем».
Этот союз может быть полезен не только в иранской проблеме, но и в другом ключевом вопросе, касающемся вод Нила. Напряженность возникла между Каиром и Аддис-Абебой из-за плотины, построенной Эфиопией на реке, которая угрожает сократить поток воды в Египет до опасного уровня.
Если этот альянс будет действовать как активная группа, то к нему, вероятно, присоединятся и другие арабские и исламские страны: Ирак, Марокко, Оман, Кувейт, Мавритания, Нигер и Чад. По мере расширения альянса его политический вес, вероятно, возрастет в глазах администрации Байдена, и все государства-члены получат выгоду — как от их внутреннего сотрудничества, так и от их способности представать единым блоком перед американской администрацией.
Разве это утопия? Ни в коем случае. Год назад мы даже не мечтали о нормализации отношений с ОАЭ, Бахрейном и Суданом. И если за уходом Трампа последует крах иранского режима, это будет самым блестящим достижением действующей республиканской администрации.
Перевод Ильи Амигуда, оригинал: Исраэль а-йом