| Юрий Бочаров
Юрий Бочаров

Арье Дери: виновен, осужден, но не наказан

Арье Дери: виновен, осужден, но не наказан

Министерство юстиции Израиля официально объявило о том, что лидеру ШАС Арье Дери будут предъявлены обвинения в налоговых преступлениях, но прокуратура облегчит его наказание в рамках сделки о признании вины. Признав себя виновным в уклонении от налогов, Дери не пойдет в тюрьму и сможет продолжить политическую карьеру — как и сообщали СМИ в начале недели.

Согласно сообщению Министерства юстиции, прокуратура будет требовать для Дери условного срока и штрафа в 180,000 шекелей за то, что он трижды скрывал от государства доходы, полученные от продажи недвижимости и других коммерческих операций.

В свое время Арье Дери, бывший министр внутренних дел, уже отбывал срок за обвинение во взяточничестве, прежде чем вернуться в Кнессет в 2013 году. В тот раз прокуратура добилась для него обвинения, которое признается «позорным» (калон) и налагает запрет на занятие выборных должностей на семилетний срок. В 1993 году Арье Дери, тогда возглавлявшему МВД, было предъявлено обвинение в целом ряде преступлений: коррупция, мошенничество и злоупотребление доверием. Он был вынужден уйти в отставку, а в 2000 году начал отбывать трехлетний тюремный срок, который был сокращен. Через несколько лет Дери вернулся в политику. В этот раз, именно с целью избежать подобного, Арье Дери, в результате сделки с прокуратурой, объявил что уходит из Кнессета — чтобы правосудие рассматривало его правонарушения как действия частного лица.

В итоге юридический советник правительства Авихай Мандельблит дал лидеру ШАС возможность продолжить политическую карьеру: Дери сдаст депутатский мандат, чтобы вернуться в Кнессет после следующих выборов. Как объяснил юридический советник, поскольку после сдачи мандата Арье Дери уже не будет общественным деятелем, занимающим выборную должность, прокуратура не станет требовать для него «калона» — запрета на занятие выборных должностей для лиц, совершивших серьезные уголовные преступления. Однако Мандельблит не обещает, что в будущем прокуратура не потребует отстранения Дери, если тот будет избран в Кнессет и получит министерский пост.

Движение «За качество власти» объявило, что подаст апелляцию в БАГАЦ против условий досудебной сделки с Арье Дери. «Осужденный преступник не может снова и снова возвращаться на публичную арену. Необходимо потребовать признать его действия недопустимыми. Общественный деятель, совершивший такие правонарушения, не может вернуться на государственную должность. Эта сделка — постыдная и бредовая, она неразумна, непропорциональна, лишена моральных и правовых обоснований».

Подозрения против Арье Дери легли в основу первого серьезного уголовного дела, которым занялся Авихай Мандельблит, в то время юридический советник правительства. Спустя несколько недель после назначения на этот пост он дал указание начать расследование против лидера партии ШАС, которого подозревали в получении миллионных взяток.

Через несколько недель срок каденции Мандельблита завершается, а от возбужденного по его указанию «мега-дела» остался лишь обглоданный остов. Следствие против Дери завершилось одним из наиболее громких провалов правоохранительной системы. К нему причастны элитное полицейское подразделение ЛАХАВ-443 («израильское ФБР»), государственная прокуратура и их начальник — юридический советник правительства.

Нет никаких причин, по которым следствие против государственного деятеля или рядового гражданина должно затягиваться на столь долгий срок (шесть лет). Тем более что речь идет о деле местного масштаба, и все события, связанные с ним, разворачивались в Иерусалиме и его окрестностях.

Поначалу против Дери имелись серьезные подозрения: речь шла о получении взяток посредством денежных переводов на счета его брата, адвоката Шломо Дери, а также о злоупотреблении пожертвованиями, сделанными в пользу благотворительной организации, возглавляемой его супругой Яффой.

Следователи из подразделения 443 не нашли веских улик. Однако по ходу дела возникли новые подозрения, связанные с нарушениями налогового законодательства. На этот раз речь шла о внесении миллионов шекелей наличными на различные банковские счета и прочих трюках, позволяющих уклониться от уплаты налогов.

В итоге после шести лет проверок и громогласных сливов в СМИ о миллионных взятках израильскому ФБР удалось доказать лишь два эпизода налоговых правонарушений. Первый имел место в 2013 году. Арье Дери продал своему брату Шломо недвижимость в районе Гиват-Шауль в Иерусалиме. Согласно обвинительному заключению, стороны представили в налоговые органы неполную информацию о сделке, включая даже суммы указанные в договоре купли-продажи. В результате стоимость сделки была занижена: с 5,8 млн шекелей до 4,25 млн. Из-за этого был незаконно занижен и налог на покупку, который уплатил Шломо Дери. По этому делу Арье Дери обвиняется в пособничестве.

Второе нарушение — сокрытие доходов, в том числе от американского инвестиционного фонда Green Ocean. Согласно обвинительному заключению, в 2011 году фонд начал выплачивать Дери гонорар за привлечение инвесторов. В январе 2013 года Дери вернулся к политической жизни. В этот момент он приказал Green Ocean перечислить комиссионные, на которые он имел право, его брату Шломо. В период с 2013-го по 2015 год Шломо Дери получил от фонда 630 тыс. шекелей. Также Арье Дери в 2013 году не включил прибыль в размере 101 074 шекеля в отчетность принадлежащей ему компании. Он не вел бухгалтерские книги и не предоставлял отчеты о бизнесе в налоговые органы в 2014-2015 годах, тем самым избежав выплаты подоходного налога в размере 534 тысяч шекелей.

Бывший государственный прокурор Шай Ницан рекомендовал Мандельблиту предъявить Дери серьезное обвинительное заключение, включающее в том числе и налоговые преступления. Однако юридический советник взял время на раздумья и спустя полтора года выдвинул против Дери обвинение всего по трем пунктам.

Несколько месяцев назад сообщалось, что Мандельблит стремится к заключению удобной для Дери судебной сделки. В течение последних недель адвокат лидера партии ШАС Навот Тель-Цур провел серию встреч с представителями прокуратуры и юридического советника правительства. Краеугольным камнем разногласий стало слово «позор» в окончательном приговоре Дери. Политик знал, что если в приговоре появится это слово, то вне зависимости от того, каким будет наказание (тюремное заключение или общественные работы) обратный путь в правительство ему заказан. Дери понимал, что БАГАЦ не сможет принять ситуацию, когда человек, дважды осужденный за «позорные» преступления, занимает должность министра.

Похоже, что в этом ключевом пункте покидающий свою должность Авихай Мандельблит пошел Дери навстречу.

После подписания сделки Дери объявил, что «благодарит Творца за окончание семилетнего кошмара», которым стало для его семьи полицейское расследование, и подчеркнул, что громко начинавшееся дело в итоге закончилось пшиком, «гора не родила даже мышь». Свое признание вины Дери назвал «решением принять ответственность за ошибки, совершенные без всякого злого умысла». Он заверил, что останется лидером ШАС и «продолжит полноценную общественную деятельность».
Похожие статьи