|
Эсфира Исрафилова
Эсфира Исрафилова

Зэрэх Рафаилов: «Музыка оставляет след в сердцах людей»

Зэрэх Рафаилов: «Музыка оставляет след в сердцах людей»

Воспоминания. Что может быть нежнее, тоньше и достовернее? Обычные воспоминания, соединив которые, можно составить портрет целой эпохи. К примеру, эпохи музыкальной звукозаписи. Сегодня своими воспоминаниями делится музыкант, владелец одной из самых популярных некогда звукозаписывающих студий Дербента, известный в среде городских меломанов человек — Зэрэх Рафаилов.

…С самого детства я был увлечен музыкой. Музыка всегда была для меня чем-то особенным, магическим. Возможно, это было влиянием моего родного города Дербента, который известен своим музыкальным наследием и культурным разнообразием. Здесь смешалось столько различных народностей.  Азербайджанцы, евреи, лезгины, табасаранцы… Все они и привнесли в музыкальную культуры города свои уникальные народные традиции. Я всегда наслаждался звуками и ритмами, которые разносились по дворам и улицам города. Тогда особо домов торжеств не было и все свадьбы игрались во дворах и на улицах. Дербентские свадьбы — отдельные церемонии, наполненные национальными традициями с мельчайшими деталями. И все проходило под живую музыку — от сватовства до проводов невесты в дом жениха. Так что музыка стала частью моей жизни и моей самобытности еще в беззаботные, а потому счастливые детские годы, о которых так ностальгируешь сегодня…

Но, следуя желанию отца, я сначала поступил в кулинарное училище в Махачкале. Однако, очень быстро осознал, что кулинария не мое призвание. Хотя я любил готовить. Сейчас, правда, я все больше наслаждаюсь кулинарным искусством своей жены.

На следующий год я уговорил отца позволить мне поступить в музыкальное училище. Может быть, отец стал понимать, что побороть страсть к музыке мне вряд ли удастся. Я поступил на народное отделение, и первым моим инструментом стала гармонь, игру на которой я изучал с огромным увлечением. Ведь гармонь заменяет целый оркестр! И всё это может делать один музыкант! Гармонь и по сей день волнует и покоряет мое сердце. Впоследствии я перешел на дирижерско-хоровое отделение. Но даже после перехода на новое направление я продолжал играть на гармони и на пианино. Они и сейчас остаются важными источниками вдохновения для меня. Играю в основном для самых родных и близких…

 

С течением времени я стал проявлять свои музыкальные способности публично В 14 лет уже пару раз выступил как певец на свадьбах и других мероприятиях. Песни на джуури были у меня на слуху с детства. Кто-то пел их во дворе, кто-то — на свадьбах. Вслушиваясь в эти мелодичные, душевные песни, я легко их заучивал. Пару раз меня приглашали в селения недалеко от Дербента, Нюгди и Билиджи. Уже, став постарше, я не раз принимал участие в городских концертах. Мы пели на открытых площадках. Я очень люблю азербайджанский мугам со всеми его разновидностями. Конечно же, горские евреи, исполняя мугам, привносят в него свою самобытность. И джуури добавляет в мугам свои интонации. Об этом мне говорили азербайджанцы...

Я застал времена, когда в Дербенте была особая аура: по всему центру были разбросаны очаги культуры: кино «Родина», парк Стальского, сквер Дружбы, где играл замечательный духовой оркестр, чтобы люди слушали не только безликую попсу, но и приобщались к хорошей музыке…

Был в моей исполнительской деятельности и сольный концерт. Незабываемый сольный концерт в кафе «Виктория». Ох, сколько же тогда гостей собралось! Более 200 человек! Из Москвы, из Махачкалы, Минска… Большая дружная еврейская община. Концерт был приурочен к Хануке. Более трех часов живой музыки, танцев, дружеского общения…

Но жить одной страстью к музыке, конечно же, невозможно. Тем более, когда у тебя появляется семья. Поэтому музыка вскоре стала не только моим хобби, но и бизнесом. Я решил открыть собственную студию звукозаписи. В то время в Дербенте уже существовали две студии звукозаписи, но они работали не особенно активно. А я хотел создать что-то особенное. Моя студия находилась на проспекте, на рынке «У Тимурчика» и, хотя ее можно было с трудом назвать полноценной студией, она стала моим первым шагом в этой сфере.

В эпоху повального дефицита было сложно достать все. Что уж говорить про оригинальные виниловые диски, в особенности, зарубежных исполнителей. Такие пластинки стоили целое состояние. Тогда у нас в Дербенте, как и во всей стране, появился уникальный музыкальный носитель: самодельные пластинки, сделанные из рентгеновских снимков. Да-да! Из рентгеновских снимков. Их еще называли «записями на костях» или просто «ребрами». На привычных грампластинках можно было встретить песни народных артистов СССР, а вот любую другую можно было записать и прослушать с «ребер». Это действительно были самые настоящие рентгеновские снимки простых людей. В основном снимки грудной клетки, потому что в

 

советское время регулярная флюорография были обязательной для всех. Целые кипы снимков нам бесплатно или за небольшую плату отдавали городские поликлиники. Это был дешевый, зато гибкий материал, который идеально подходил для того, чтобы сделать на нем запись. Я видел, как этот делается, но сам с этим материалом не работал.

Это потом уже пошли бобины, аудио- и видеокассеты. Люди приносили их ко мне или покупали непосредственно у меня, затем выбирали музыку из списков исполнителей, которые я предоставлял. Принятый заказ «становился в очередь» практически круглосуточно пахавших магнитофонов. Через несколько дней клиенты возвращались и забирали готовые кассеты с записями.

Время от времени списки пополнялись новинками, меломаны всего города ждали эти моменты с особым нетерпением. Мне часто приходилось ездить за новинками в Баку, и делал я это не без удовольствия. Что слушали? Очень разную музыку слушали и заказывали. В зависимости от своих музыкальных предпочтений. В те годы особенно популярны были Захар Рафаилов, Сергей Ильясафов.

В своей студии я старался предоставить клиентам возможность записать музыку или видео высокого качества. Студия моя была небольшая, но стала довольно популярным местом, где люди могли наслаждаться любимыми музыкальными композициями. Это был для меня проект, который объединил мою страсть к музыке, желание помочь другим людям и, конечно же, возможность заработать.

В настоящее время я продолжаю заниматься музыкой и творчеством. Ко мне по-прежнему, по старой памяти обращаются «заказчики», которым я собираю песни уже на флешки. И вот что я заметил: казалось бы, каждый день в мире появляется столько новой музыки, что потребность в старой вроде как должна сокращаться. Но, нет, старые песни, хиты пользуются намного большим спросом, чем новоиспеченные шлягеры. Кстати, это подтверждают и исследования, на которые я недавно наткнулся: слушают и скачивают, в основном, старые песни. И у каждого «заказчика» свой топ-лист.

Мой топ-лист? Йосеф Бен-Йохай! На сегодняшний день только он! Очень люблю, восхищаюсь, трогает до глубины души. Я бы даже сказал — лечит. Музыка в целом оказывает положительное влияние на людей. Она вдохновляет, создает внутри и вокруг тебя особую атмосферу. Лично для меня музыка стала неотъемлемой частью жизни. Я слушаю ее везде: в машине, на улице, дома. Она оставляет след в сердцах людей…

Похожие статьи