|
Хана Рафаэль
Хана Рафаэль

Шарон Шварцман: «Живу по заветам прадеда-раввина»

Шарон Шварцман: «Живу по заветам прадеда-раввина»

Среди горско-еврейских женщин в Израиле распространена профессия лектора или инструктора (мадриха) для замужних женщин по изучению законов чистоты семейной жизни (таарат мишпаха). Обычно такие женщины сами соблюдают заповеди и одеваются соответствующим образом. С Шарон (Анжеликой) Шварцман я познакомилась на одном из мероприятий по отделению халы (афрашат хала) в кавказской синагоге «Нумаз Хадера». Она читала лекцию на иврите, говорила свободно и ясно.

Спустя пару дней, по рекомендации Брахи Шальмиевой, мы встретились с Шарон и побеседовали в небольшом магазинчике женской одежды на улице Га-Наси в Хадере, которым она заведует. Пообщавшись немного, я поняла, что эта женщина — истинная праведница, несущая духовный свет окружающим.

— Уважаемая Шарон, расскажи, пожалуйста, что особенного тебе запомнилось из детских лет жизни в Нальчике?   

— Я родилась в 1973 году в интернациональной семье: мой отец по национальности русский, Юрий Черевко, мать горская еврейка, Светлана-Эстер Малка Шабаева, внучка раби Шомила Амирова. Супругу раби звали Ифрот. Их старшая дочь, Фейга (Анжела), — моя бабушка, в честь которой меня и нарекли. Всем своим дочерям прадед давал ашкеназские имена, ведь он в молодости учился в иешиве в Вильно и прекрасно говорил на идише. У них родилось пятеро детей: четыре дочери и сын. Единственный сын, Хастой, погиб на фронте в начале Великой Отечественной войны.

В детстве со мной произошел забавный случай. Мама рассказывала: как в возрасте четырех лет я потерялась, и все жители Еврейской Колонки (район Нальчика) меня дружно разыскивали. Кто-то посоветовал заглянуть в синагогу. Там меня и обнаружили во время молитвы рядом с дедом Шедуром Шабаевым (он был зятем раби Шомила). Я сидела рядом с ним и завороженно смотрела на молящихся мужчин. Дедушка Шедур работал заготовителем пушнины, но в свободное время регулярно ходил на молитву в синагогу. А мне, как старшей внучке, часто говорил: «Э-Анжеле, ме туре раби мисохум» (Анжела, я из тебя раввина воспитаю). Он мечтал всех своих внуков и внучек воспитать в духе еврейских традиций. Сегодня по завету наших праведных дедов я воспитываю своих троих сыновей. Моему старшему сыну, Натану-Аврааму, 14 лет, он учиться в иешиве, среднему, Ариэлю-Моше, 9 лет, Шмуэлю-Ильягу, — 6. Все они учатся в религиозной школе.

— Ты упомянула, что приходишься правнучкой известному в свое время раввину Нальчика Шомилу Амирову. Что ты можешь рассказать о нем?

— Мой прадед по материнской линии Шомиль был одним из раввинов Нальчика. Во время нацистской оккупации братья-раввины Нахамиль и Шомиль Амировы и их сподвижники похоронили до лучших времен все религиозные реликвии нальчикской синагоги. Положили на носилки, словно покойника, и, рискуя жизнью, двинулись на кладбище мимо гестапо.

Я не застала в живых прадеда, но мама рассказывала, что её дед Шомиль был необыкновенным человеком. Его трудоспособность, целеустремленность проявлялись во всем. Особенно активные усилия он прилагал к преподаванию Торы горским евреям Нальчика, считал главной целью жизни соблюдение мицвот. У него был особенный необыкновенный почерк, при написании молитв на иврите. Он все расписывал и раскладывал так тщательно, что у многих вызывало недоумение, писал на иврите, словно рисовал. Он также уделял много времени в воспитании своих внуков. У прадеда был огород, где он занимался садоводством. Постоянно был занят как при синагоге, так и на работе и был очень уважаемым человеком в родной общине.

— Как мне известно, ты недавно репатриировалась с семьей из США. Чаще приходится наблюдать миграцию в обратном направлении: многие молодые семьи стремятся переехать из Израиля в Северную Америку. А уж совершить алию с семьей, с тремя детьми — особенно нелегко. Скажи, пожалуйста, что для вас стало толчком для перемены жизни?

— Мы с моим супругом Эдуардом Шварцманом познакомились благодаря шидуху. Он в 14-летнем возрасте репатриировался в Израиль из Молдавии. Через два года переехал с семьей в США, где получил высшее образование. У нас была обычная еврейская семья, муж работал экономистом, я медсестрой. Мы с Эдуардом часто посещали лекции раввинов при еврейском центре в Бруклине. На одной из них раввин Шалом Аруси затронул тему о том, что каждый еврей, обязан пожить на Святой Земле, т.к. это большая браха и мицва. Со временем мы решили совершить алию, но прежде пошли посоветоваться с раввином Хаимом Каневским. Он ответил нам тремя словами: «Мицва – леалот ле Эрец-Исраэль».

Вот так два года тому назад наша семья совершила алию и поселилась в Хадере. Я не стала работать по специальности, хотя знала, как востребована моя специальность медработника в Израиле. Открыла небольшой магазин женской одежды, по улице Га-Наси в Хадере. Я также занимаюсь общественной работой вместе с нашей очаровательной Брахой Шальмиевой в синагоге «Нумаз-Хадера».

— Как у вас проходила адаптация в первые дни в Израиле?

— Слава Всевышнему, мы быстро адаптировались. Дети учили иврит ещё в США и поэтому легко усвоили школьную программу. Мы чувствовали, что вернулись домой и являемся частичкой еврейского народа. Я поступила на курс «Аруц идабрут» по изучению семейной жизни по законам Торы в Нетании. Под руководством раввина Замира Коэна, представителя иерусалимской организации «Дор ва дор», я занимаюсь волонтерской деятельностью. Читаю лекции, провожу семинары и экскурсии, направленные на приобщение девушек и женщин к еврейской традиции. Мы с Брахой Шальмиевой ведем работу в синагоге «Нумаз Хадера». Ежемесячно на рош-ходеш организуем для женщин церемонию отделения халы, и экскурсии по святым местам Израиля, Украины, оздоровительные поездки на Кавказ.

— В последние годы в Израиле наблюдается своего рода пропасть в отношениях между светскими и религиозными евреями. По правде сказать, многих это не радует, особенно нас, выросших в еврейских традициях…

— Не знаю, как другие на это смотрят, но нам абсолютно все равно, кто и во что одет, чем занимается и, тем более, что едят наши неверующие соотечественники. В глубине души они все равно евреи. И с возрастом каждый из них, надеюсь, осознает, что, приходя в синагогу, он будто попадает в родительский дом. И если мы стараемся жить по заветам Торы, то сам Всевышний нас научит и благословит.

Мы занимаемся волонтерской деятельностью, чтобы нести духовный свет нашим женщинам, чтобы помочь им познать чистоту личности и семейных взаимоотношений. Только что прошли одни из самых важных еврейских праздников, когда люди желали друг другу хорошей записи в новом году. От себя лично я хочу пожелать всем евреям, с Б-жьей помощью: крепкого здоровья, парнасы — достатка, чтобы смогли давать цдаку для иешив и синагог. Тем, кто одинок: встретить достойную пару. А нашим женщинам — удостоиться вырастить своих сыновей праведниками.

И чтобы пришел Машиах и был отстроен Бейт ha-Микдаш в наши дни! Амен!

Фото: Браха Шальмиева

Похожие статьи