|
Тейло Нисанова

Проводы в последний путь: из Нур-Султана в Буйнакск

Проводы в последний путь: из Нур-Султана в Буйнакск

24 мая в Буйнаксе состоялись похороны нашего Якова (Ильязэра) Писахова. Он родился в Буйнакске 27 января 1939 года в семье Тури и Шимрииля Писаховых. Яше было всего два года, когда заболел и ушёл из жизни его отец, оставив семью с пятерыми детьми. Вскоре началась война с Германией, и вся жизнь в доме Тури пошла по-другому, от мирных забот и следа не осталось. Жилось семье трудно, не было керосина, соли и хлеба: лепешки пекли из кукурузной муки, а черный хлеб получали по карточкам, и за ним приходилось выстаивать в длинных очередях.

Старшую дочь, 18-летнюю Лизу, вместе с другими студентами отправили рыть окопы и строить оборонительные укрепления в южной прифронтовой полосе. Вторая дочка, Тейло, тяжело болела, средняя дочь,13-летняя Истыр, уже не училась и устроилась на швейную фабрику — работать там приходилось сутками, а нужно было еще и помогать матери растить братьев. Сын Илюша, которому шел 11-й год, тоже помогал семье: подрабатывал после школы. В то сложное время тяжелый груз забот лег на плечи 10–15-летних детей: вставая чуть свет, они помогали матерям, и детство их уходило с войной…  

Но, несмотря на трудное послевоенное детство, Яшу помогали растить старшие сёстра и брат. Яков окончил школу и поступил в Дагестанский сельскохозяйственный институт. Всю свою жизнь он был большим книголюбом. Случалось, что ночи напролёт под светом керосиновой лампы он читал книги. «Дядя Яша с детства прививал нам любовь к людям и любовь к чтению книг, когда после института он вернулся в Буйнакск и какое-то время проживал с нами», — вспоминают племянники, дети его старшего брата Илюши.

После окончания института по направлению Яков Шимриилович работал главным агрономом в совхозах и колхозах родного края. Дипломированный агроном всегда был востребован в Дагестане. Он любил возиться с землей: пересаживал деревья, ставил им подпорки, копал, сажал, окучивал их, подстригал ветки, часами копался в домашнем саду и огороде. Во дворе росли лучшие сорта фруктовых деревьев, посаженные Яковом.

За годы работы в совхозе зарекомендовал себя хорошим и перспективным специалистом. В середине 1960-х был переведён на работу в Дагконсервобъединение в Махачкале, где долгие годы возглавлял сельскохозяйственный отдел головного управления республики. Он ездил по работе в высокогорные селения, в колхозы и совхозы. Проявил себя грамотным и ответственным руководителем. Был очень коммуникабельным человеком, умело налаживал связи с подчиненными и коллегами по работе. Его везде знали и уважали. В начале 1980-х он переехал в Казахстан и прожил там до конца жизни с семьей от второго брака. Но и на новом месте он стал любимым и уважаемым. Он был замечательным и глубоко порядочным человеком. Где бы он ни работал и с кем бы его ни сводила судьба, он относился к окружающим его людям с большим уважением и почтением, и люди отвечали ему взаимностью.

Весной прошлого года Яков приезжал с младшей дочерью Эмилией в Буйнакск, чтобы посетить могилы родителей, брата и сестёр. В то время в Буйнакске проводились работы по уборке территории еврейского кладбища. Они с дочерью охотно оказали благотворительную помощь проекту по восстановлению буйнакского кладбища. 

В последние месяцы Яков страдал от кишечной болезни. Он ушёл в прошлую пятницу, 22 мая 2020 года. Исполняя последнюю волю, Эмилия привезла тело отца в Дагестан. В столице Казахстана Нур-Султане, где жил Яков, еврейского кладбища нет. В это тяжелое время уже третий месяц вся планета озабочена проблемой коронавируса, поэтому аэропорты по всему миру закрыты на карантин, Дагестан находится в тяжелом чрезвычайном положении. Родственники, к сожалению, не смогли прилететь в Буйнакск, чтобы проводить дорогого дядю Яшу в последний путь. Все беспокоились о том, как Эмилия будет добираться из Казахстана в Дагестан. Почти три дня и две ночи дня она находилась в пути, преодолев более трех тысяч километров. 

По просьбе племянников Писахова Якова в последний путь его приехали проводить из Махачалы Валерий Дибияев, председатель совета иудейской общины Дагестана, вместе с раввином и членами общины Махачкалы. Шамаилова Сарманда из Буйнакска помогла организовать процедуру омовения тела в буйнакской синагоге. Помогали в этот тяжелый день Ильяс Раджабов и другие горожане — мусульмане, знакомые и друзья. «Ильяс переслал нам несколько видеозаписей, — сообщают племянники. — На видео, во дворе синагоги, где дядю Яшу готовили в последний путь, было слышно громкое пение птиц. Казалось, неумолчный хор птиц сострадал той прощальной скорби, которую нам не выплакать было слезами».

Светлая память о дорогом дяде Яше навсегда останется в сердцах его родных и близких.

Племянники и родственники Писахова Якова Шимрииловича благодарят Эмилию, дочь Якова, и ее жениха, Дени Совнукаева, который вел машину на протяжении нелёгкой поездки, а также всех, кто, несмотря на тяжелое время в республике и чрезвычайное положение из-за карантина, помогли проводить нашего дорого дядю в последний путь. Пусть Творец помогает этим людям во всех их добрых делах!


Похожие статьи