|
Яна Любарская
Яна Любарская

К юбилею Солмаз Юсифовой. О «Хавве» и не только

К юбилею Солмаз Юсифовой. О «Хавве» и не только

1 апреля 2021 года будет отмечать свой юбилей Солмаз Юсифова – очаровательная женщина и легендарная личность, президент еврейской организации «Хавва» в Баку, представлявшая свой проект в ООН, ныне периодически живущая в США. Мы поговорили о ее детстве, о предках, о Баку, о врачебной специальности нашей героини, о становлении и развитии ее профессионализма на благо еврейского народа.

- Солмаз, откуда вы родом?

- Родилась в Гяндже, это второй город в Азербайджане. Вообще, наша семья происходит из Огуза (Варташена), где также компактно проживала община горских евреев. В результате миграции мои родители переехали в Гянджу, где я и родилась девятым, самым младшим ребенком в семье. Когда мне было 8 лет, мы переехали в Тбилиси к родственникам, там я пошла в школу и выросла. Мы остались без отца, и бабушка и дядя Абрам - мамин брат из Грузии взяли нас под свое крыло. Эстафету подхватил мой старший брат Альберт, светлая ему память, и все то, чего я достигла в жизни, это его заслуга. Моя мама Бильга - Любовь Асафовна была очень мудрым человеком, ее фразу «Пустая бочка звенит, а плодовитое дерево низко склоняет кроны к земле» - я запомнила на всю жизнь. Вообще, по нашей семье можно писать историю передвижения евреев по свету.

IMG-20210225-WA0222.jpgОкончила школу, в 70-м году приехала в Баку, поступила в медицинский университет, вскоре вышла замуж. Мы остались жить в Азербайджане, но часто навещали Тбилиси, где оставались наши родственники. В 1976-м году закончила институт, прошла практику в Первой городской клинической больнице им.Семашко, отучилась в интернатуре и начала свою деятельность в качестве врача, трудилась цеховым доктором при поликлинике имени Парижской Коммуны с 1978-го по 1982-й годы. В 1982-м году перешла обратно в Первую городскую больницу, стала врачом-инфекционистом, проработав в ее стенах 25 лет, параллельно преподавала в медицинском институте, в двух медицинских училищах.

- А после Перестройки стали помогать местным евреям. С чего все началось?

- В 1993-м году отправила дочку в Израиль по программе «Наале», которая собирала молодежь туда на учебу, в 1995-м году учиться в Израиль уехал и мой второй ребенок, у меня появилось больше свободного времени. В тот же период ко мне, как к доктору, обратилась синагога горских евреев. Дело в том, что в Баку осталось много пожилых, одиноких евреев, горских, ашкеназов. Их родственники эмигрировали, кто-то уехал в Москву, в Израиль, кто-то в Германию, в США, наша община стала резко уменьшаться, а пожилые бакинцы остались без общения и помощи. С удовольствием стала всем этим заниматься, начав активную работу в еврейской общине, привлекла к ней всех своих знакомых, друзей-медиков. В старой бакинской синагоге горских евреев мы организовали медицинский пункт, куда для приема приходили наши подопечные. Там их ждали врачи-окулисты, терапевты, кардиологи, моя подруга-психиатр, невропатологи, медики даже привезли туда портативный аппарат, чтобы на втором этаже молельного дома делать пожилым кардиограмму. Начав с этих мелочей, втянулась в тему еврейской благотворительности.

- Что было дальше?

- Потом меня попросили помочь с организацией обедов для наших пенсионеров. С удовольствием погрузилась и в эту тему, привлекла супруга, брата, их средства, «Хеседа» у нас тогда еще не было. Разумеется, просто пригласить нуждающихся на чашку супа было бы с нашей стороны унизительно и некорректно, благо в восточных странах достоинство ставилось превыше всего. Тогда придумала звать их на уроки Торы в кафе, да и директор одной прекрасной точки общепита тепло откликнулся на эту идею и брал с нас деньги лишь за продукты, из которых готовил обеды, это была благотворительность на самом высоком уровне. К нам поочередно приходили для лекций ашкеназские и горские раввины, у нас побывал посол Америки в Азербайджане. Люди в кафе прекрасно общались, вкусно питались, изучали главы Торы. За нашими столами собирались бывшие инженеры, врачи, наша интеллигенция. После этого запустила свою еврейскую женскую организацию, благотворительный центр «Хавва» в 1996-м году, так как все этому способствовало. Начали с оказания медицинской помощи, поддержки незащищенным слоям еврейского населения, стали по пятницам проводить Шаббаты, уроки еврейской традиции, говорили о роли женщины в иудаизме с раввином, нам предоставили место в синагоге ашкеназских евреев. Привлекла косметологов, которые бесплатно рассказывали в стенах синагоги, как из подручных средств делать какие-то маски, как ухаживать за собой, обучая наших дам приводить себя в порядок. Но конечно, основной упор делали на изучении истории еврейства. Вскоре нас стал поддерживать «Джоинт». У нас появилось свое помещение, проводили для пожилых бесплатные уроки иврита, английского, стали расти и развиваться. В 1996-м году я первый раз попала на конференцию ООН по правам женщин, а в дальнейшем, из года в год представляла там «Хавву». Затем у нас стартовали программы для молодежи, познавательные занятия с детьми и их родителями, мы раздавали нуждающимся евреям продуктовые посылки. Помню, как из Германии нам первый раз прислали огромный контейнер одежды, отглаженной, отутюженной, многое было с этикетками, и эти вещи мы бесплатно передавали нуждающимся в синагоге. Почему именно в молельном доме? Потому что люди должны были прийти к нам, чтобы получить эту помощь и знать, кем она оказывается. Таким образом, у нашего населения формировалось уважение к евреям, помогающим, в том числе — многочисленным беженцам. 

- Интересно…

- В будущем к нам присоединились известные фигуры горско – еврейского мира, включая Заура Гилалова, а муж моей подруги Маил Дамирли, ректор университета «Тефекюр», предоставил нам бесплатное помещение для проведения выездного заседания конгресса горских евреев в Баку. Когда Заур ушел из жизни, начали тесно сотрудничать с меценатом Германом Захарьяевым, ныне – президентом благотворительного фонда СТМЭГИ. Далее возглавляла комитет по проблемам женщин и семьи Всемирного Конгресса горских евреев, таким образом началась наша совместная деятельность с фондом «СТМЭГИ», который оказывал и поныне оказывает нам серьезную поддержку, наряду с «Джоинтом». Хочу также отметить, что онкологические больные получали у нас продуктовую, медикаментозную и психологическую помощь в рамках программы «Помощь на колесах», в «Хавве» для этого работало шесть психологов. Одна из наших интереснейших программ была предназначена для детей, на манекенах учили ребят делать уколы, правильно питаться, оказывать первую медицинскую помощь.

Часто представляла нашу организацию на различных международных конференциях – в ООН, в Бишкеке, в Венгрии, вместе с профессором Михаилом Яковлевичем Агаруновым мы побывали на парижском конгрессе по еврейской генеалогии. Сегодня, порой оглядываясь назад, сама удивляюсь, как столько всего успели.

В 2004-м году в Баку открыли «Еврейский дом», куда мы переехали с «Хаввой», как и остальные местные еврейские организации, хотя сейчас этого здания, к сожалению, уже нет. Там у нас имелось два своих помещения, мы готовили и кормили людей на месте, проводили с нашими дамами конкурсы еврейской кухни – горской, ашкеназской и грузинской.

- Знаю, вы улетели за океан и временно живете в США. Оставили ли работу в «Хавве»?

- Ни в коем случае, и сейчас руковожу данной организацией. Просто в наши дни, по семейным обстоятельствам нахожусь в Майами, но «Хавва» в Баку продолжает функционировать под моим дистанционным контролем. Минимум 3-4 раза в году пребываю в Азербайджане по 2-3 месяца, к нам по-прежнему активно приходят женщины, поддерживают друг друга, хотя из-за пандемии встречи наших подопечных перешли в онлайн-режим.  

- Что помогало вам все эти годы руководить еврейской структурой, помимо поддержки спонсоров? Наработанные качества опытного, сильного врача, который многое повидал, искренняя любовь к евреям, своему делу?

- Все перечисленное. Однако помимо прочего, мне пришлось получать еще два дополнительных образования, ведь чтобы руководить организацией, нужно изначально иметь определенные пробивные качества, образование лидера. Поэтому, после медицинского Вуза, закончила Санкт –Петербургский институт общинных и социальных работников, прошла программу для руководителей и лидеров, преодолев ряд серьезных конкурсов. Это - самая высшая и важная ступень еврейского образования. Заветный диплом помог успешно и грамотно руководить еврейской структурой, без этих знаний ничего бы не вышло.  

- Как ковидные реалии отразились на вашей современной жизни?

- Самым прямым образом. Например, сегодня не могу вылететь в Баку из-за ковидных ограничений. Занимаюсь здесь фандрайзингом, помогаю своему ребенку, внукам. Одна моя дочка живет в Нью-Йорке, другая - в Москве. В Америке я не постеснялась, работала помощницей врача, в дальнейшем снова переучилась на дипломированного специалиста по работе с алкоголиками и наркоманами, десять лет трудилась в сфере детокса, имею лицензию на эту деятельность. Лично в Баку обучала женщин, готовящихся к репатриации, к эмиграции тому, что на новом месте они должны «снять генеральские погоны». Тем, кто смог забыть о своих прежних достижениях, званиях, регалиях, после переезда пришлось полегче. Хочу также отметить, что и большая часть кавказских семей прекрасно адаптировалась в свежих реалиях — в США, в Израиле, но на это им потребовалось время.

- С какими итогами подходите к своему юбилею?

- К своему юбилею подхожу счастливой, довольной, самореализованной. Мои дочери и внуки успешны, они выросли в нашей бакинской благотворительной организации, можно сказать, став детьми «Хаввы», и моя жизнь, слава Б-гу, удалась. Из Америки всегда могу вернуться в Баку, меня по-прежнему ждут на работе в больнице.  

Справка

Учеба нашей героини в Азербайджанском Медицинском Институте им. Наримана Нариманова - 1970-1976 годы.

Учеба в Санкт – Петербурге: ИСОР - 1997-1998 годы.

Учеба в США: «TRTC- na CASAC» - 2008-2009 годы.

1982 - 2007 годы работы Солмаз Юсифовой в Первой Городской Клинической Больнице имени Семашко.

1996 год – Наша героиня стала президентом благотворительного центра «Хавва».

Похожие статьи