|
Мария Якубович
Мария Якубович

Виолончелистка в Освенциме боялась, что мир не поверит ей

Виолончелистка в Освенциме боялась, что мир не поверит ей
Анита Ласкер-Вальфиш

Анита Ласкер-Вальфиш играла в оркестре Освенцима, и, вероятно, больше всего ее запомнят за монолог, который она, только что освобожденная из Берген-Бельзена, произнесла в радиоэфире. Новый документальный фильм исследует историю ее жизни.

«Мне не стыдно признаться, что я не знал британо-немецкую виолончелистку Аниту Ласкер-Вальфиш, 98 лет, которую, возможно, помнят не столько за музыку, сколько за ее слова, — пишет Хаггай Хитрон в Haaretz. — Это не умаляет восхищения ее мастерством как музыканта. Она сделала выдающуюся карьеру и была заметной участницей Английского камерного оркестра».

5dfc2a843ec67420071efebb5d805ed905c85da7.jpeg
Маленькая Анита с родителями

Есть много хороших виолончелистов, но немногие из них выделяются такой удивительной биографией, как Ласкер-Вальфиш. Она стала известна миру, когда слова, которые она произнесла сразу после освобождения концлагеря Берген-Бельзен в апреле 1945 года, были переданы на весь этот мир.

Ее записанные тогда показания дали точное и буквально графическое описание ужасов лагеря. Запись была отредактирована по указанию Би-Би-Си, а затем передана в эфир. Теперь она звучит в мощном, наводящем на размышления австрийском документальном фильме «Музыка под свастикой: Маэстро и виолончелист в Освенциме», обогащенном мощным музыкальным саундтреком, где отрывки из известных произведений освещаются в новом свете.

Показ фильма запланирован на 11 марта на Международном фестивале художественных фильмов EPOS в Тель-Авиве. Хитрон пишет, что не собирается «пытаться суммировать здесь богатство содержания фильма». Он полагает, что можно ожидать различных, противоречивых и даже негативных реакций по поводу содержащихся в нем мнений и выводов.

Maya-Lasker-Wallfisch-Briefe-nach-Breslau-Meine-Geschichte-ueber-drei-Gener-8.jpg

Фильм построен в виде трех линий: одна сторона — история Аниты Ласкер, вторая — взгляд на угрызения совести и корыстные интересы известного немецкого дирижера Вильгельма Фуртвенглера. Третья сторона — это, конечно же, Рихард Вагнер.

Будущей виолончелистке и писательнице Аните Ласкер-Вальфиш было 18 лет, когда в декабре 1943 года ее отправили в Освенцим.

Условия содержания Ласкер в Освенциме были, условно говоря, хорошими, поскольку ее включили в женский лагерный оркестр. На это она сказала, что в Освенциме «музыка играла как фон для самых страшных вещей».

Обстоятельства выживания Ласкер и ее сестры Ренаты необычны. В фильме объясняют это характерной чертой странной немецкой приверженности к закону и порядку.

bb80db7376b6629db2f8cf6a3ebb1623a6e446d4.jpeg
Дирижер Фуртвенглер в 1946 г.

Анита и Рената были принудительными работницами на нацистской фабрике в своем родном городе Бреслау (ныне Вроцлав, Польша), где их поймали на совершении преступления — подделке паспортов. Их не казнили, а судили и заключили в тюрьму. Позже их отправили из тюрьмы в Освенцим — не в рамках массовой высылки евреев на уничтожение, а в составе небольшой группы осужденных преступников.

Эта версия высказана создателями фильма, хотя, вероятно, она подкреплена документами. Сама же Ласкер-Вальфиш в 2020 году рассказала, что избежала смерти в Освенциме по «чистой случайности», потому что в лагере нужен был виолончелист. Оркестр призван был помочь истощенным рабочим бригадам четче маршировать каждое утро и вечер на работу и с работы. Музыканты также играли всякий раз, когда офицер СС хотел послушать музыку.

«Это была полная случайность, что в Освенциме был оркестр, и в оркестр потребовался виолончелист, — объясняла тогда миссис Ласкер-Вальфиш. — Я не думала, что попаду в Освенцим и буду играть там на виолончели. Я была готова пойти в газовую камеру».

Несколько месяцев, которые Ласкер провела в заключении в лагере Берген-Бельзен, были тяжелее, чем предыдущие девять месяцев в Освенциме. Ее слова об освобождении Берген-Бельзена сотрудникам Би-Би-Си и всему миру были произнесены ясным и уверенным голосом на немецком, ее родном языке.

Ласкер, которой в то время было 19 лет, похоже, чувствовала ответственность представлять жертв и выживших. По ее тогдашним словам, те немногие, кто пережил Освенцим, «боятся, что мир не поверит тому, что там происходило».

После концлагеря в 1946 году Анита Ласкер эмигрировала в Великобританию, вышла замуж и родила двоих детей.

В короткой передаче Би-би-си 1945 года Анита Ласкер говорила четко и членораздельно. Когда снимали документальный фильм и ей было 96 лет, она говорила так же четко. Тон ее воспоминаний и уроков, которые можно извлечь из них, примирительный и трезвый.

Однажды Ласкер решила, что никогда больше не ступит на немецкую землю. Позже она передумала. Может быть, потому, что в ее глазах Германия стала другой страной, и не надо было придерживаться ненависти к ней, да и ненависти вообще. «Ненависть — это яд, – говорит она, — в конце концов ты отравишься».

3188.jpeg

И более чем через 70 лет после Холокоста, в октябре 2018 года, британский антисемитизм побудил внука Аниты, Саймона Вальфиша, получить германский паспорт.

Вторая грань фильма (дополненная увлекательными музыкальными подборками) — это история Вильгельма Фуртвенглера. Известный немецкий дирижер решил остаться в Германии и продолжать выступать при нацистском режиме и под его эгидой. История Фуртвенглера, в том числе его процесс денацификации после войны, широко исследовалась, в том числе в Израиле.

О Вагнере мы знаем.

Похожие статьи