|
Мария Якубович
Мария Якубович

Внук пережившей Освенцим эмигрировал из Британии в Германию из-за антисемитизма

Внук пережившей Освенцим эмигрировал из Британии в Германию из-за антисемитизма
Фото: AP

Внук пережившей Освенцим женщины, который переехал в Берлин после Брекзита, говорит, что «быть евреем в Великобритании некомфортнее, чем в Германии», потому что там антисемитизм «более открытый, наглый и бесстыдный».

В интервью The Times Саймон Уоллфиш, вокалист-баритон, исполняющий классическую музыку, сказал: «Я думаю, что в некотором смысле быть евреем в Великобритании более неудобно, чем в Германии. В Великобритании антисемитизм более открытый, более наглый и бесстыдный, тогда как в Германии он все еще существует, но не в публичном дискурсе. Если он и поднимает голову, то его быстро затыкают люди, понимающие, о чем говорят. А в Великобритании мы наивно думаем, что нас ничто не тронет, потому что мы хорошие парни, но это не так».

С газетой «Daily mail» Уоллфиш пообщался перед своим выступлением в программе «День полного погружения: музыка конца времени», которая прошла 23 января в Барбикане – центре исполнительского искусства в лондонском Сити. Это однодневное памятное мероприятие было посвящено гетто Терезиенштадт, трудовому лагерю и транзитному маршруту к центрам смерти.

Когда-то он поклялся никогда не возвращаться в страну, где были убиты родители его бабушки и шесть миллионов других евреев.

Но более чем через 70 лет после Холокоста в октябре 2018 года Брекзит побудил Уоллфиша и других получить немецкий паспорт.

«Чтобы оставаться европейцем, я принял европейское гражданство», – объясняет Уоллфиш. Сейчас он живет с женой и детьми в Берлине.

53215549-10427783-image-a-28_1642785486327.jpeg

Бабушке Уоллфиша, виолончелистке и писательнице Аните Ласкер-Уоллфиш, было 18 лет, когда в декабре 1943 года ее отправили в Освенцим.

После концлагеря в 1946 году Анита Ласкер эмигрировала в Великобританию, вышла замуж и родила двоих детей.

Статья 116 Конституции Германии позволяет потомкам людей, пострадавших от нацистов, восстановить гражданство, которого было лишено в период с 1933 по 1945 год.

Но г-жа Ласкер-Уоллфиш, пережившая ужасы Холокоста, скептически и пессимистично отнеслась к решению своих родственников снова получить немецкое гражданство.

«Евреи никогда не чувствуют себя в безопасности», – сказала она своим внуку и дочери Майе Джейкобс Ласкер-Уоллфиш, тете Саймона Уоллфиша, напомнив им о своем прошлом. «У меня было немецкое гражданство — оно не дало мне безопасности».

В 2020 году миссис Ласкер-Уоллфиш рассказала, что избежала смерти в Освенциме по «чистой случайности», потому что группе в лагере нужен был виолончелист.

27153514-10427783-Anita_Lasker_Wallfisch_after_receiving_her_MBE_in_2016_Yui_Mok_P-m-29_1642785503734.jpeg

Мы знаем: Освенцим-Аушвиц в оккупированной нацистами Польше был нацистским концентрационным лагерем и лагерем смерти.

Мы знаем: лагерь состоял из трех основных частей: Освенцим I, первоначальный концентрационный лагерь, Освенцим II-Биркенау, комбинированный концлагерь и лагерь смерти, и Освенцим III-Моновиц, трудовой лагерь, с еще 45 вспомогательными участками.

Мы знаем: Освенцим стал важной частью «окончательного решения» нацистов.

В Освенцим было отправлено 1,3 миллиона человек, из которых погибло не менее 1,1 миллиона, около 90 процентов из них были евреями.

С 1947 года Освенцим функционирует как Государственный музей, а в 1979 году он был включен ЮНЕСКО в список Всемирного наследия.

Анита Ласкер выросла в музыкальной семье в тогдашнем немецком городе Бреслау, а ныне – в польском Вроцлаве. В апреле 1942 года ее родителей отправили в лагерь недалеко от Люблина на юго-востоке Польши. Позже она узнала, что они были убиты сразу по прибытии.

Аниту Ласкер и ее сестру Ренату послали работать на бумажную фабрику, но вскоре они были арестованы и заключены в тюрьму за помощь в подделке документов для французских военнопленных.

«Мне не показалось очень убедительным, что меня собираются убить только потому, что я еврейка, я подумала, что лучше дать им для этого более вескую причину», – улыбается она.

Отсидев год, они оказались в поезде, идущем в Освенцим. Там ей повезло: ее взяли в женский оркестр Освенцима.

Оркестр использовался, чтобы помочь истощенным рабочим бригадам четче маршировать каждое утро и вечер, на работу и с работы. Музыканты также играли всякий раз, когда офицер СС хотел послушать музыку.

«Это была полная случайность, что в Освенциме был оркестр, и в оркестр потребовался виолончелист, – сказала миссис Ласкер-Уоллфиш. – Я не думала, что попаду в Освенцим и буду играть там на виолончели. Я была готова пойти в газовую камеру.

Ты постоянно думал об этом – когда и как тебя убьют».

Когда в начале 1945 года Красная Армия двинулась на Освенцим, Аниту с сестрой погрузили в грузовик для перевозки скота вместе с тремя тысячами других заключенных и отвезли в Берген-Бельзен, где умерла Анна Франк. Из Берген-Бельзена их в апреле 1945 года освободила британская армия.

После освобождения Анита работала переводчиком в британской армии, прежде чем поселиться в Великобритании.

Затем стала соучредителем Английского камерного оркестра, а в 1952 году вышла замуж за музыканта Петера Уоллфиша, своего друга детства, уехавшего из Германии в 1930-х годах.

В 2016 году она стала MBE (кавалером, the member, рыцарского Ордена Британской империи – The Most Excellent Order of the British Empire) за заслуги перед просвещением по вопросам Холокоста.

На вопрос, как она справилась с травмой Холокоста, она ответила: «Очевидно, я справилась, и я здесь. Нет описания того, как вы справляетесь. Мне очень повезло, потому что я музыкант, это тоже помогает, но ты просто справляешься. Если хочешь жить дальше».

Похожие статьи