|
Нелли Рувинова
Нелли Рувинова

Урсула Кучински – домохозяйка, многодетная мать и советская шпионка

Урсула Кучински – домохозяйка, многодетная мать и советская шпионка

Биограф Урсулы рассказывает о её службе на КГБ, кульминацией которой стала кража секретных документов США по атомному проекту.

В 1935 году шпионка под псевдонимом «Соня», настоящее имя которой было Урсула Мария Кучински, прямо накануне своего очередного задания обнаружила, что беременна от своего любовника, командира коммунистического подполья в Китае. На тот момент она была замужем, они с мужем растили сына. Урсула рассказала о беременности и мужу, и любовнику, оба настаивали на аборте.

Но Урсула делать аборт отказалась. А те двое вели переписку за её спиной – как же им заставить её прервать беременность? Но роды состоялись несмотря ни на что, и «Соня» родила девочку. Позже у неё родится третий ребёнок, мальчик, от другого мужчины.

Ей удавалось совмещать, казалось бы, несовместимые вещи – быть прекрасной матерью своим детям и выполнять сложные и опасные задания, работая на Советы. Однако, вскоре стало понятно, что то, что сначала казалось помехой, на деле давало свои плюсы: образ домохозяйки, не интересующейся политикой, стал отличным прикрытием.

После публикации книги «Агент Соня», переведённой на иврит (в оригинале книга вышла на английском языке в прошлом году), биограф Бен Макинтайр, британский историк, автор бестселлеров о шпионах, рассказал в интервью об Урсуле: «В истории было много женщин-шпионок, но… я не знаю другой женщины, которая успешно бы совмещала роль информатора, связника и старшего офицера одновременно», - отмечает он.

 - В своей книге Вы не раз говорите, что Урсула была «матерью, женой и шпионкой». Но в одной из своих предыдущих книг «Шпион и предатель» про Олега Гордиевского, полковника КГБ, тайно работавшего на британскую разведку, Вы не писали, что он был «отцом, мужем и шпионом».

- На историю Сони, её жизнь нужно смотреть, учитывая обстоятельства и время, когда она жила, ведь отношение к материнству тогда сильно отличалось от сегодняшнего. Хотя многие всё равно наверняка раскритиковали бы её за пренебрежение родительскими обязанностями. Но если бы она была мужчиной – никакой критики бы не было.

Во время написания книги Макинтайр разыскал детей Кучински. Каждый поделился рассказами о бурной жизни их матери, еврейки, преданного коммунистического агента, шпионившего за нацистским блоком во время Второй мировой войны и за Британией во время Холодной войны.

Макинтайр внимательно изучил предоставленные ему письма, дневники, мемуары самой Урсулы и её близких, а также исследовал документы из Федерального архива Германии, Штази (Министерства госбезопасности ГДР) и MI5 (британской контрразведки). В результате его работы вышла биография, которую, если бы не детальные сноски и фотографии, можно было принять за увлекательный роман.

В интернете информации о Кучински на иврите крайне мало даже спустя 21 год после её смерти.

Помимо её разведывательной деятельности, это также связано с тем, что она была известна под несколькими именами: Урсула Гамбургер (по фамилии первого мужа), Урсула Бертон (по фамилии второго мужа) и Рут Вернер, псевдоним, под которым она потом писала детские книги. А в исследовании Центра наследия и памяти сотрудников разведки Израиля о советском шпионаже в Великобритании и Германии о ней и вообще почти не упоминается. 

На пике своей секретной деятельности «Соня», на тот момент полковник КГБ, руководила группой коммунистических шпионов в самый разгар британской программы ядерных исследований и передавала в Москву информацию, которая помогла советским учёным создать ядерное оружие.

Связь с либералами

Урсула родилась в 1907 году в Берлине. Она была вторым ребёнком из шести детей в богатой еврейской семье, у которой были свои связи с либералами. Её отец был известный экономист и демограф Роберт Кучински, родоначальник использования статистических данных для формирования социальной политики.

Среди знакомых семьи было много представителей интеллигенции левых взглядов, например, Карл Либкнехт, один из основателей группы «Спартак», которого убили позже в 1919 году вместе с Розой Люксембург; известная художница Кете Кольвиц; художник Макс Либерман; промышленник Вальтер Ратенау, который станет единственным евреем министром иностранных дел в истории Германии; и Альберт Эйнштейн.

 - Оказало ли её еврейское происхождение какое-либо влияние на её жизнь?

 - Она не была ортодоксальной еврейкой, но Холокост, убийство многих членов её семьи сыграли ключевую роль в формировании её ненависти к нацизму и принятии решения вести разведывательную деятельность в пользу Советского Союза.

Когда Урсуле исполнилось шестнадцать, в тяжелый период Веймарской республики, она впервые приняла участие в демонстрации коммунистической партии. «Синяк от удара дубинки полицейского на её теле со временем прошёл, но гнев и возмущение навсегда поселились в её душе», - пишет Макинтайр.

33311952-8744865-image-a-45_1600370028498.jpegВ 1926 году, в возрасте девятнадцати лет, Кучински официально вступила в Коммунистическую партию Германии. Четыре года спустя её жизнь приняла крутой оборот и с тех пор Урсула перемещалась между континентами, странами и множеством городов, под вымышленными именами и в компании с разными мужчинами - и всё ради идеологии.

Сначала был Китай в 1930 году, где она сопровождала своего мужа Рудольфа Гамбургера, архитектора еврейского происхождения, которого наняли для проектирования зданий муниципального правительства в Шанхае.

Пока её муж сидел за чертежами, Урсула попала в водоворот событий, в которых участвовали, с одной стороны, националисты во главе с Чан Кайши, а с другой - коммунисты во главе с Мао Цзэдуном. Коммунистам помогал Советский Союз, который рассматривал Китай как важную цель мировой революции.

Урсула присоединилась к коммунистам из-за желания добиться справедливости для угнетённого китайского пролетариата, который, как она считала, под руководством коммунистов свергнет капиталистический и империалистический порядок.

В мир шпионажа Урсулу ввела живущая в Шанхае известная американская писательница Агнес Смедли, которую завербовали на службу коммунизму под видом немецкой журналистки.

Макинтайр описывает Агнес как «клубок противоречий», отмечая, среди прочего, что «она была бисексуалкой» и что она якобы презирала мужчин и считала, что женщины «порабощены институтом брака - но при этом «у неё было много любовников и два брака».

Когда Урсулу и Агнес представили друг другу их общие знакомые, «Смедли уже играла важную роль в советском шпионаже», помогая китайским коммунистам, отмечает Макинтайр. Кучински находила её очаровательной, и вполне возможно, что «их отношения вышли за рамки дружбы» и стали романтическими.

Смедли познакомила Кучински со своим возлюбленным Рихардом Зорге, бывшим в то время советским шпионом в Шанхае. По словам Макинтайра, он был похож на Джеймса Бонда не только внешне, пристрастием к алкоголю и беготнёй за каждой юбкой, но также своим профессионализмом и смелостью.

Встреча между возлюбленным американской писательницы и еврейкой, яро поддерживающей коммунизм, и стала отправной точкой для Урсулы, чтобы самой стать шпионкой. Вскоре женщины делили не только любовника - Урсула тоже поддалась очарованию Зорге, но и искусство шпионажа. В сообщениях, которые он отправлял в Москву, он называл её по кодовому имени «Соня», которое сам же и придумал.

33311654-8744865-image-a-52_1600370085350.jpegКучински принимала участие в шпионских операциях в Китае, Польше и Швейцарии, и, наконец, в Британии. Она жила двойной жизнью. Днем она была молодой домохозяйкой, воспитывала сына и не интересовалась политикой. «Никто из наших знакомых в своих самых смелых мечтах не мог и представить, что я, мать маленького ребенка, подвергну опасности свою семью и всё, что мы создали в Китае, контактируя с коммунистами», - говорила она.

«Её пол, материнство, беременность и, по всей видимости, скучная семейная жизнь вместе составляли идеальное прикрытие», - пишет Макинтайр. «Мужчины просто не верили, что домохозяйка, которая готовит детям завтрак, затем отводит их в школу, а после едет на велосипеде за город», может оказаться шпионкой.

Урсула слепо верила в свою идеологию несмотря на то, что от неё страдали ее родственники и друзья. Одной из жертв был её первый муж, отец её первенца, Гамбургер, которого без причины арестовали в Москве в 1943 году и отправили на десять лет в ГУЛАГ.

В 1937 году её тайно наградили орденом Красного Знамени. Позже её наградили во второй раз.

Через пять лет, в 1942 году, в самый разгар Второй мировой войны, Соня в один момент стала легендой советской разведки. Событие, о котором идет речь, произошло в кафе напротив железнодорожного вокзала в Бирмингеме в Англии, где она жила на тот момент.

Кучински получила толстую сумку с 85 страницами секретных документов по британскому ядерному проекту. Сумку ей вручил Клаус Фукс, немецкий физик, бежавший от нацистов в Великобританию. Как и Кучински, он был коммунистом, и тоже шпионил в пользу Советского Союза по идеологическим причинам. «У СССР должна быть своя бомба», - пояснил он.

Фукса стал одним из важнейших источников информации для Урсулы. «Передача Фуксом научных секретов Советскому Союзу… была одним из самых жирных шпионских уловов в истории», - пишет Макинтайр, отмечая, что «добыча» состояла из 570 страниц отчётов, расчётов, чертежей, формул и диаграмм, касающихся разработки ядерного оружия.

Некоторые материалы были технически слишком сложными, чтобы их можно было кодировать и передать по радио. Кучински передала их через человека, так быстро, что даже самый внимательный наблюдатель не заметил бы.

Согласно отчёту советской военной разведки, пишет Макинтайр, Фуксу удалось сделать «пластилиновые слепки» ключей в Бирмингемском центре ядерных исследований, что позволило ему получить множество секретных документов из сейфов своих коллег.

Фукс играл огромную роль в советской военной разведке. Просьба Фукса о том, чтобы передаваемая им информация поступала прямо к Сталину, была выполнена. Например, в июне 1943 года Сталин направил министру иностранных дел Молотову 12 вопросов о проекте атомной бомбы и потребовал немедленных ответов. Молотов в свою очередь передал этот список главе военной разведки, который послал его непосредственно Соне. На них ответил Фукс, написав подробный отчёт.

1547797947.jpeg

Впоследствии Фукс присоединился к проекту Манхэттен – программе США по ядерному оружию. Там, за океаном, 16 июля 1945 года он стал свидетелем первого взрыва атомной бомбы на полигоне близ Лос-Аламоса в штате Нью-Мексико. Четыре года спустя Советы взорвали почти такую же бомбу, положив конец монополии США на ядерное оружие. Фукс был одним из тех, кто способствовал этому, и, соответственно, был назван «величайшим шпионом ядерной эпохи».

Макинтайр цитирует начальника Главного управления разведки Министерства государственной безопасности ГДР Маркуса Вольфа, который отметил, что Фукс «внёс величайший вклад в создание Советами атомной бомбы, нарушив ядерную монополию Америки и тем самым изменив мировой баланс сил». С ним работало несколько шпионов, имена всех к настоящему времени названы. Последний из них, Оскар Себорер, инженер-электрик, еврей, работавший в Лос-Аламосе, был раскрыт всего два года назад.

Ещё одним успехом, приписываемым Урсуле, было внедрение советских шпионов в американскую шпионскую операцию в нацистской Германии. Согласно плану, разработанному Управлением стратегических служб (позднее преобразованным в ЦРУ) в 1944 году, группу немцев-антифашистов должны были завербовать в Великобритании, обучить и оснастить современными средствами связи и высадить в Германии для передачи Штатам информации о событиях в Рейхе.

Кучински сумела самостоятельно завербовать нескольких кандидатов, исповедующих коммунистические взгляды. Им пояснили, что, хотя они будут работать на американцев, их настоящие руководители находятся в Москве, и все их действия осуществляются с одобрения Советского Союза. Идея была в том, чтобы передать Советскому Союзу информацию об американских технологиях.

Макинтайр рассказывает, что изюминкой операции с технологической точки зрения было использование первого мобильного ручного радиоустройства, которое обеспечило связь земля-воздух. Эта «штуковина», которая позже будет известна как «рация», была, как пишет Макинтайр, «предшественницей мобильного телефона».

33311934-8744865-image-a-49_1600370075473.jpeg

Шпионская карьера Сони могла бы продолжаться до падения «железного занавеса», если бы не была прервана в 1950 году, когда американцы и британцы раскрыли шпионскую деятельность Фукса. После его ареста Соня сбежала в Восточную Германию, откуда перебралась в Берлин, свой родной город.

Она бросила шпионаж и стала зарабатывать на жизнь написанием книг для детей. Она умерла в Берлине в 2000 году в возрасте 93 лет. Через несколько недель после её смерти президент России Владимир Путин назвал её «суперагентом военной разведки». По словам Макинтайра, коммунистические взгляды она сохранила до конца жизни.

- Почему она не продолжила служить Советскому Союзу из Восточной Германии, своего безопасного убежища?

- Она была измотана, и я думаю, что она тосковала по другой жизни, в которой не было бы столько тайн и опасности.

Теги

Похожие статьи