И правые, и левые все глубже погружаются в болото, называемое израильской политической системой. Вместо того, чтобы осушить это болото, политики бегают вокруг, пытаясь поймать комара, и хвастаются тем, кто поймал самого большого.
Тем временем болото становится все глубже, и скоро мы все в нем утонем. Израиль был построен на болоте, которое нужно было осушить. Наши отцы-основатели — и правые, и левые — быстро поняли, что комары — не приз. Я не из тех, кто тоскует по «старым добрым временам», но мы определенно можем у них поучиться.
Политическая система, существующая в Израиле последние 75 лет, нуждается в перекалибровке. При нынешнем положении дел, даже когда мы формируем правительство, оно едва может функционировать. И что делают политики, чтобы решить эту проблему? Ловят комаров, чтобы показать электорату, что именно им достался самый большой.
Два изменения в законодательстве могли бы привести к совершенствованию нынешней политической системы. Первое — это повышение избирательного порога до 10% и введение двухпартийной системы, которая поможет относительно легко сформировать большинство в Кнессете.
Второе изменение должно помочь сбалансировать власть между законодательной, исполнительной и судебной ветвями. В настоящее время Кнессет, правительство и судебная власть находятся в постоянной борьбе за власть, что мешает им сосредоточиться на выполнении своей работы и облегчении жизни израильского общества.
Еще одна долгосрочная проблема, требующая решения, — это развитие периферии Израиля. Навязчивые инвестиции в еврейские поселения на Западном берегу привели к запустению периферии на севере и юге страны, в результате чего молодые образованные израильтяне бегут из этих районов.
Необходимы изменения и в экономическом секторе Израиля, и самый важный шаг — сокращение числа монополий на рынке. Нынешняя ситуация возмутительна: несколько компаний диктуют цены на основные товары, такие как продукты питания, жилье и многое другое.
В мире нет такой страны, как Израиль, когда речь идет о монополиях. Концепция регулирования по определению означает, что рыночная власть распределяется между максимально возможным количеством игроков, чтобы стимулировать конкуренцию на благо общества.
Израиль также должен минимизировать количество муниципалитетов и передать как можно больше общегосударственных полномочий (строительство, образование, инфраструктура, основные услуги и многое другое) меньшему количеству муниципалитетов под надзор регулятора.
Суть в том, что отношения между правительством и гражданским обществом должны быть изменены — от конфликта к партнерству. Правительство должно начать признавать то, что оно не может сделать.
Самое главное, мы должны изменить культурный нарратив Израиля, сделав его более гуманным и цивилизованным. Я считаю, что предстоящие 1 ноября выборы приведут лишь к очередному витку политических потрясений. Мы, народ, можем начать менять ситуацию или позволить политической неопределенности продолжаться вечно.
Ynet, перевод Якова Скворцова