Евреи повсюду давно предупреждали, что кампания по бойкоту и делегитимизации Израиля, преследующая цель его уничтожения, мотивируется враждебностью по отношению к евреям и, в свою очередь, подпитывает эту враждебность. Такой замкнутый порочный круг. Так было и во время последнего конфликта между Израилем и ХАМАСом, в результате которого, по данным Антидиффамационной лиги, количество антисемитских инцидентов возросло на 115 процентов.
Те, кто активно противостоит праву Израиля на существование, играют в хитроумную риторическую игру, пытаясь снять с себя ответственность за этот всплеск: они указывают, что если даже евреи могут быть антисионистами, то как же оппозиция сионизму может быть антисемитской? Они заключают: приравнивание антисионизма к антисемитизму позволяет сионистам несправедливо ограждать Израиль от критики.
Чтобы было ясно всем: сионизм не эквивалентен поддержке политики правительства Израиля. Это движение, посвященное созданию и поддержанию еврейской национальной родины в Земле Израиля. Сионизм вытекает из самых священных и фундаментальных текстов, верований, истории и обычаев иудаизма и является одним из основных способов выражения своего еврейства современными евреями как в Израиле, так и в диаспоре.
Между тем антисионизм — это не просто критика политики Израиля. С одной стороны, антисионисты занимаются систематической фальсификацией тысячелетней еврейской истории и центральной роли Израиля в иудаизме, тем самым лишая евреев их идентичности и наследия. На другом уровне они способствуют череде событий, которые могут привести к насильственному уничтожению целой страны — Государства Израиль, где проживает чуть менее половины еврейского населения мира.
А как насчет утверждения, что антисионисты-евреи не могут быть антисемитами? Сторонники этого аргумента, вероятно, имеют в виду такие группы, как Jewish Voice for Peace и IfNotNow, которые часто представляют символами антиизраильского протеста, чтобы придать этой риторике видимость респектабельности — того, что она поддерживается и евреями тоже. Но они безусловно проявляют именно антисемитизм. Вспомним обозревателя New York Times Мишель Голдберг, еврейку, чья враждебность по отношению к Израилю тоже демонстрирует антисемитскую природу антисионизма. В прошлом месяце она высказала мнение, что «нападения на евреев из-за Израиля — это подарок правым», продемонстрировав бо́льшую озабоченность по поводу подорванного политического влияния левых, чем по поводу жертв антисемитских атак.
То, что эти группы и отдельные лица имеют еврейские корни, делает попытку вбить клин между евреями и сионизмом тем более убедительной. Эта дымовая завеса создает ложное ощущение, что еврейская оппозиция сионизму не может быть антисемитской, хотя на самом деле это определенно возможно, и часто так и бывает.
Точки зрения следует оценивать объективно, а не по личности тех, кто их поддерживает. И, согласно широко принятому определению Международного альянса памяти жертв Холокоста, антисемитизм не обязательно означает особую личную враждебность к евреям как к личностям. Те, кто развивают политику, ставящую под угрозу безопасность евреев или декларирует постулаты, порочащие и лишающие легитимности основные компоненты еврейской идентичности — соучастники антисемитизма. Точка.
В феномене еврейского антисемитизма нет ничего нового. В средние века еврейские вероотступники распространяли зловещие слухи «из первоисточника» о еврейском богохульстве и вероломстве против христиан, инициировали антиеврейские религиозные диспуты, устраивали кощунственные сожжения Талмуда и поддерживали антиеврейские заявления о б-гоубийстве и «кровавые наветы».
Австрийский философ и психолог еврейского происхождения Отто Вейнингер написал антисемитскую книгу под названием «Пол и характер» (Geschlecht und Charakter, 1903), философское оправдание мужского превосходства. Вейнингер усматривал в мужчине позитивную, продуктивную, логическую, концептуальную, этическую, духовную силу, способную к гениальности, а в женщине — негативную, неспособную ни к одной из этих добродетелей. И полагал, что характеристики еврея даже хуже, чем характеристики женщины. Сионизм, утверждал Вейнингер, мог возникнуть только после отказа от иудаизма, поскольку евреи не могли понять идею государства. Он видел еврейскую религию как веру ни во что. Книга эта позже была включена в must read нацистской пропаганды и одобрена Гитлером.
Спустя пару десятилетий в Советской России возникла Евсекция — еврейские коммунистические филиалы ВКП(б), созданные наряду с другими национальными секциями при при компартиях Украины (КП(б)У) и Белоруссии (КП(б)Б). Главной задачей этих национальных секций являлось распространение коммунистической идеологии в среде национальных меньшинств на их родном языке и вовлечение их в строительство социалистического общества. По сути, они занимались уничтожением традиционной еврейской жизни, сионистского движения и еврейской культуры. Они агитировали за закрытие синагог по всему Советскому Союзу. Для них сионизм был контрреволюционной и реакционной идеологией, наносящим ущерб ассимиляции евреев в рабочий рай. Они, безусловно, тоже являлись еврейскими антисемитами.
Сегодняшние еврейские антисионисты просто следуют давней традиции еврейского антисемитизма. Часто из ассимилированных слоев населения, противостоящих основной еврейской общине, они получают весомую поддержку, используя широко распространенные антиеврейские настроения и повторяя ложь о том, что Израиль участвует в апартеиде, военных преступлениях и геноциде.
Недавняя волна антиеврейских преследований и насилия является последним подтверждением того, что антисионистское движение неразрывно связано с ненавистью к евреям. Добросовестные люди не должны позволять вводить себя в заблуждение теми, кто использует свое еврейское происхождение для прикрытия своих антисемитских идеологий.
Jewish Journal, перевод Марии Якубович