Юдит Юсупова: «Главное — уметь говорить с юными ученицами на их языке»

Юдит Юсупова: «Главное — уметь говорить с юными ученицами на их языке»

Быть педагогом — это призвание. Не всем дано обучать молодежь, чувствовать ее боли и наполнять жизнь духовными ценностями. Сегодня мы ведём беседу с талантливым педагогом, жизнерадостным человеком, многодетной мамой Юдит Юсуповой. Жизненный путь Юдит всегда был неразрывно связан с религиозным образованием молодежи. С годами накопленные опыт и  практика дают свои результаты, и сегодня мы об этом поговорим.

Юдит, вы работаете с девушками разных возрастов. В юном возрасте ученицы особенно нуждаются в индивидуальном подходе. Как вы считаете, какие методы преподавания наиболее эффективны?

Самый главный критерии, который демонстрирует эффективность работы, — это умение говорить с юными ученицами на их языке. Насильственным путем внедрить в сознание человека даже самую правильную идею невозможно. Я стараюсь придумать что-то интересное для девушек, чтобы они пришли и заинтересовались процессом, получили то, что нужно им. Затем, уже в рамках «ты мне, я тебе», я им преподаю истины из Торы. Например — цниют, кашрут, а также взаимоотношения с людьми. Поскольку изначально всё преподносится в форме увлекательного процесса, то мне удаётся донести главное до своих учениц. Мы организовываем мастер-классы и другие мероприятия, а затем, уже в рамках встречи, я даю им урок Торы.

Вы довольно давно работаете в сфере религиозного образования. Что повлияло на выбор профессии?

Я вообще закончила факультет журналистики МГУ. Потом так сложилось, что мой опыт и взгляд на жизнь начала передавать молодёжи и более юному поколению. Так получилось, что я работала ещё в «Шаарей Кедуша» с девушками. После этого последовал перерыв. Сейчас, уже в стенах ОГЕ, продолжаю работать с молодежью, передаю опыт и знания.

Сейчас девушки могут заниматься онлайн, слушать записанные лекции и читать книги, не выходя из дома. Всё есть в открытом доступе в интернете. Как  учились вы сами? С помощью книг, лекций, на чьем-то личном примере? Какие источники и ресурсы вы использовали?

Я училась на примере людей. Слава богу, мой путь начался в общине «Дор Ревии». Это чудесная и серьёзная община, где еврейский дух помогал многим сделать тшуву. В общине я познакомилась с интересными людьми, в числе которых были преподаватели и раввины. Такое окружение в итоге сформировало взгляд на жизнь, сделало из меня ту личность, которая смотрит на жизнь сквозь призму Торы. Естественно, использую книги, другие ресурсы и источники. Я сама пользуюсь ими, постоянно учусь, беру курсы.  Это все в комплексе помогает держатся на плаву и делать уроки интересными. 

Поддерживаете ли вы связь с вашими преподавателями, советуетесь ли с ними спустя годы? Кто из педагогов является для вас примером?

Ведя традиционную еврейскую жизнь, мы всегда советуемся. Советуемся с более опытными коллегами, спрашиваем совета у раввинов. У нас вообще есть такая рекомендация в Торе: «сделай себе раввина». Любую жизненную ситуацию мы обсуждаем с человеком, к чьему мнению прислушиваемся. Возникает очень много вопросов и у девушек, и у женщин. Я подчас сама переадресовываю вопросы компетентным людям — раввинам и рабанит или психологам и другим специалистам — а потом уже передаю ответы. Например, проверка миквы. Женщины задают вопросы мне, а я передаю раввинам и рабанит, и они уже принимают решение. Потому что у нас нет разрешения принимать какую-то ответственность в отношении миквы. Мы постоянно советуемся и в контактах с людьми. Я живу по правилам.  Мне кажется, именно соблюдая правила, продолжает жить еврейский народ. 

Вы многодетная мама и ведете активную педагогическую деятельность. Есть ли у вас, помимо преподавания, еще какая-то работа, хобби? Удаётся совмещать все желаемое? 

Слава богу, мое хобби — это моя работа. В последнее время я очень часто слышу такие рекомендации: «нужно работать на той работе, которую ты бы мог делать бесплатно и с удовольствием». Так вот, моя нынешняя деятельность всегда присутствовала в жизни — задолго до того, как у меня появилась запись в трудовой книжке. Это мой образ жизни. 

Что для вас самое важное в работе с ученицами? 

Важно, чтобы у нас не осталось закрытых дверей и между нами не было барьеров. Если вдруг у девушек появляются какие-то нерешенные вопросы или сомнения (возможно, они как-то скептически воспринимают мои слова и рекомендации), мне бы хотелось, чтобы они не оставляли это в себе, а спрашивали бы, и мы разбирались бы вместе с ними. Важно, чтобы отношения были максимально прозрачными. И именно такой способ общения даст рост и преподавателю, и ученикам. 

Какой самый важный совет вы бы хотели дать своим ученицам как педагог?

Если честно, единого совета и рецепта я дать не могу. Мне приходится давать советы, когда ко vмне обращаются. И слава богу, обращаются семейные люди и девушки. Мне есть что им сказать. Я, не побоюсь этих слов, стараюсь чувствовать проблему каждого человека. Порой за это меня ругает муж, ведь я слишком включаюсь в жизнь других. Однако иначе не могу. Я работаю с людьми, Всевышний доверил мне их. Если я полностью не выложусь, помогая им, значит, я не сделала свою работу на 100 процентов. В наших источниках написано, что человек получает благословение от Всевышнего только тогда, когда он полностью и добросовестно выложился в той области, тех обстоятельствах, в которые его поставил Бог. Так вот, если меня поставили в такую ситуацию, где я вынуждена общаться с женщинами и девушками, пытаться решить их проблемы, я стремлюсь максимально включаться и помогать. Поэтому единого и универсального совета дать не могу. А когда спрашивают — каждая получает тот совет, который ей реально нужен, потому что мы шалиахи (посланники) здесь, в этом материальном мире. 

Профессия влияет на воспитание ваших собственных детей?

Я страдаю от этого. Сейчас, конечно, отпуск, и я уделяю время своим детям, продумываю рацион питания и режим, чтоб всё у нас было правильно. Мы даже с мужем договорились, что один раз в неделю будем обсуждать эпизоды нашей жизни на специальной встрече. Когда я ухожу в работу, к сожалению, не успеваю переключится на семью должным образом, и из-за этого у меня возникают иногда разногласия с мужем. Но, с Божьей помощью, мы решим все проблемы и достигнем баланса в работе и в воспитании детей.

Каждый ли учитель должен быть психологом, чтобы преподавать?

Да, безусловно. Не обязательно иметь образование психолога, но важно иметь подход к людям. Не имеет значения, девушки это, юноши или совсем еще дети. В ОГЕ я работаю еще и с детьми до 13 лет. Очень важно быть человеком чутким, видеть и считывать настроение воспитуемого. Возможно, иногда нужно наперёд предугадать, что ребенку или взрослому в принципе будет интересно, чем ты можешь его заинтересовать или, наоборот, прочувствовать, где есть проблемы. Тогда уже заведомо необходимо создать такую ситуацию, которая могла бы сгладить острые углы. Поэтому, безусловно, преподаватель обязательно должен иметь психологический взгляд, чувствовать людей.

Беседовала Есения Давидова

Похожие статьи