|
Илья Амигуд
Илья Амигуд

Краткая история мессианского движения, вдохновившего строительство туннеля под штаб-квартирой ХАБАДа в Нью-Йорке

Краткая история мессианского движения, вдохновившего строительство туннеля под штаб-квартирой ХАБАДа в Нью-Йорке
Мурал с портретом Любавичского Ребе в бруклинском районе Краун-Хайтс Фото: Spencer Platt/Getty Images

Департамент строительства Нью-Йорка издал приказы о проведении экстренных работ по стабилизации здания штаб-квартиры ХАБАДа и соседних с ней сооружений после того, как ранее на этой неделе был обнаружен ведущий в здание незаконный подземный туннель.

Расследование, проведенное департаментом, выявило туннель длиной 18,3 метра, шириной 2,4 метра и высотой 1,5 метра, расположенный под штаб-квартирой ХАБАДа по адресу Истерн-Паркуэй, 770, в Бруклине. Он также проходит под несколькими зданиями поблизости.

Мемориальная доска в память о покойном Любавичском Ребе Менахеме Мендле Шнеерсоне почти десять лет висела перед штаб-квартирой ХАБАДа на Истерн-Паркуэй после его смерти в 1994 году.

Мемориальная доска была примечательна не столько тем, что на ней было написано, сколько тем, чего на ней написано не было, пока вандалы не выбили фразу: «Светлой памяти» (ז"ל).

Эта фраза стандартно употребляется в еврейском мире, когда речь идет о покойных. Но в рядах ХАБАДа, когда речь заходила о Менахеме Мендле Шнеерсоне, Седьмом Любавичском ребе, это было политическим заявлением, поскольку движение раскололось по поводу того, является ли он Мессией, а значит, вот-вот вернется на Землю — если еще не сделал этого. Те, кто публично придерживается этой веры, известны в движении как машихисты (мессианисты) — и уже давно подвергаются остракизму со стороны руководства ХАБАДа.

Раскол наиболее очевиден на Истерн-Паркуэй, 770, где располагается администрация ХАБАДа, отвергающая машихизм, и синагога, украшенная огромным плакатом с так называемым «Йехи» — кредо машихистов, состоящим из восьми слов, сообщает Forward.

Раскол стал достоянием общественности на этой неделе в результате бурного противостояния студентов-машихистов по поводу секретного туннеля под штаб-квартирой, которое привело к аресту девяти человек и временному закрытию здания 770.

Многое остается неясным: кто и зачем построил туннель. Два студента ешивы, которые заявили, что участвуют в проекте, но не назвали своего имени из опасения ареста, сказали, что они проявили инициативу по давно откладываемому расширению синагоги. Но некоторые считают это проявлением мессианского стремления построить Третий храм — не в Иерусалиме, а в Бруклине.

При жизни Ребе Шнеерсон давал неоднозначные намеки относительно Мессии. В итоге многие его последователи пришли к убеждению, что Ребе — это Мессия и следует молиться о его скором возвращении.

С самой первой своей речи в качестве лидера движения Ребе Шнеерсон сделал мессианские аллюзии центральными в своей мировоззренческой концепции, поставив себя в центр. Он провозгласил седьмое (то есть свое) поколение лидеров ХАБАДа эпохой, когда Божественное присутствие вновь проявится в полную силу в физическом мире.

«Что в мире ХАБАДа означает, по сути, Машиах, — считает пишуший биографию Ребе ислледователь Эзра Глинтер. — Это очень разумный аргумент, для многих людей это очевидная вещь. Но вы можете сказать: "Ну, это не было явным". Что он молился о том, чтобы стать им, или о том, чтобы заслужить это, и так далее».

Некоторые из аллюзий Шнеерсона в более поздний период его жизни довели мессианский энтузиазм в ХАБАДе до экзальтированного состояния. Например, он указывал на распад Советского Союза и войну в Персидском заливе как на признаки скорого прихода Мессии.

Затем он умер 12 июня 1994 года, не оставив ни потомков, ни назначенного преемника.

Утверждения о том, что он вернется как Мессия, стали появляться почти сразу же, говорит Дэвид Бергер, профессор Университета-Ешивы и автор книги «Ребе, Мессия и скандал ортодоксального безразличия» (The Rebbe, the Messiah, and the Scandal of Orthodox Indifference). В книге, опубликованной в 2001 г., Бергер утверждает, что машихистские взгляды в ХАБАДе распространены шире, чем признает его руководство.

Официально движение придерживается антимашихистской позиции. Оно не указывает машихистские филиалы ХАБАДа на своем сайте в разделе поиска синагог. Его представитель публично осудил активистов, расклеивающих по Нью-Йорку плакаты «Машиах здесь!». А еще была мемориальная доска, которая возвещала о Ребе как о человеке, который умер (благословенной памяти), а не как о Мессии, который вот-вот вернется.

Некоторые машихисты верят, что Ребе вернется в какой-то неопределенный момент в будущем, а другие считают, что он жив в данный момент. По словам Бергера, во второе верит лишь экстремистская часть сообщества, к которой, похоже, относится и группа, засевшая в 770, а первое довольно распространено.

Хабадники, однако, опасаются, что машихизм может оттолкнуть от их движения неаффилированных евреев. По словам Бергера, сам Шнеерсон, похоже, опасался, что машихизм может помешать распространению хасидизма.

«В движении вы не являетесь машихистом, если не заявляете об этом», — полагает Бергер.

Речь Шнеерсона, посвященная талмудическому отрывку о Третьем Храме, стала центральной в видении хабадников.

Шнеерсон учил (отчасти с помощью гематрии), что число 770 в конечном итоге станет моделью для Святого храма в Иерусалиме.

Более того, по словам Глинтера, в видении Шнеерсона описывалось, что этот мини-храм будет реализован через взрыв или прорыв через забор, «как будто вы строите новое здание».

Студенты, решившие провести раскопки под штаб-квартирой движения, полагает Глинтер, могли считать, что именно это они и делают: «Кто-то вполне может прийти к выводу, что расширение “770” в качестве подготовки к эре Машиаха является важным, даже необходимым делом. И совершить это радикальным способом».

 

Похожие статьи