|
Зинаида Тобияш

«Испанские дети» и их спасители — евреи

История эта началась для меня в тот день, когда я зашла поужинать в небольшое уютное кафе в израильском городке Мигдаль Эмек и познакомилась с его хозяином Антоном.

На стенах заведения, с удивлением обнаружила старые, черно-белые фотографии с Олегом Поповым, Юрием Никулиным и полюбопытствовала об их происхождении. Антон сообщил мне, что на этих кадрах, вместе с великими артистами, снят его покойный дедушка Иосиф Николаевич Кирнос, много лет трудившийся директором Ленинградского цирка. Заинтересовавшись, я погрузилась в поиски и вскоре узнала трагические подробности судьбы семьи Кирнос в годы Великой Отечественной войны.

В еврейской семье Кирнос из Ленинграда воспитывалось трое детей: дочь Берта, сыновья Иосиф и Зелик. Когда началась война, оба брата ушли на фронт. Документы свидетельствуют о том, что Иосиф Николаевич Кирнос 1923 г.р., рабочий-фрезеровщик, имевший 9 классов образования, 15 июля 1942 г. был призван на фронт, получил ранение в наступательном бою, в котором участвовал в составе 103 стрелкового полка 85 стрелковой дивизии, в качестве помощника командира взвода. Был представлен к награде, получил медали "За боевые заслуги".
Брат Иосифа, Зелик Кирнос, ушел на фронт добровольцем, сражался в танковой бригаде, также имел награды. После контузии его перевели на хозяйственную должность, победу он встретил в Кенигсберге.

Берта Кирнос, их старшая сестра, в совершенстве владела испанским языком и работала воспитательницей в ленинградском интернате №9 для "испанских детей" на Тверской, д.11. О ней и будет наш рассказ.


Берта Кирнос в молодости

Откуда в Ленинграде взялись в ту пору дети из Испании? Дело в том, что в 1936-1939 годах, там шла гражданская война между республиканцами и сторонниками режима Франко. 26 апреля 1937 года Герника была подвергнута разрушительной бомбардировке, город буквально стерли с лица земли, погибли тысячи людей. В дальнейшем, жертвами бомбардировок стали столица Испании - Мадрид и другие города. Было принято решение эвакуировать детей республиканских повстанцев.
По всему миру бросили клич, и многие страны приняли тех самых испанских ребят, в том числе - Советский Союз. Один из 15 детских домов для «испанских детей» №9 был открыт в Ленинграде. Именно там оказалась Кармен Лос Льянос со своими братьями.


Кармен Лос Льянос и ее братья

Там их встретили замечательные воспитатели – Аркадий Ефимович Подгаецкий ( 1910-1983 гг ) и Берта Николаевна Кирнос ( 1910-1984 гг ), благодарную память о которых, эти люди хранят в своих сердцах до сих пор.      

Аркадий Ефимович Подгаецкий 

93-хлетняя Кармен Лос Льянос никак не может забыть как они, «испанские дети», пережили голод, холод и бомбежки в блокадном Ленинграде, как, наконец, оказались в мирном южном селе, где смогли отдохнуть и вдоволь поесть, как им помогали воспитатели - Аркадий Ефимович Подгаецкий и Берта Николаевна Кирнос, без которых они бы не выжили в то страшное время: «Если бы не Берта и Подгаецкий, не было бы в живых ни меня, ни моих детей, ни моих внуков!» - вздыхает Кармен.

мемориальная доска
  
Когда началась война, младших воспитанников, с ними и братьев Кармен, успели эвакуировать на Урал. Вместе с оставшимися, в осажденном городе на Неве старшими детьми, Берта пережила самую страшную блокадную зиму. В марте 1942 года, по Дороге жизни, изможденных и опухших от голода, их вывезли из Северной столицы на юг, в тогда ещё мирный Краснодарский край.  Берта сопровождала ребят, дорога оказалась долгой и опасной. Две девочки, самые веселые - плясунья и певунья, получили ранения. Руководителем всей группы эвакуированных, включая около двухсот воспитанников, сотрудников детдома и членов их семей, стал бесстрашный Аркадий Ефимович Подгаецкий. Все они прибыли в село Мостовское и находились там 4 месяца. За это время, по данным медкомиссии, каждый из воспитанников в среднем успел поправиться на 9 кг.

В августе 1942 года, когда гитлеровцы стремительно продвинулись на Кубань к предгорьям Кавказа, было решено срочно уводить «испанцев». Двумя группами, с проводниками, беженцы направились труднодоступными горными тропами к перевалам в сторону побережья, к Сочи и Сухуми. Почти две недели Аркадий Подгаецкий мужественно вел ребят, а мальчики, чередуясь друг с другом, несли носилки с двумя ранеными девочками. Берта постоянно находилась рядом.
Престарелые родители Берты не смогли решиться на участие в столь сложном переходе и остались в селе Мостовском, понадеявшись на чудо...

22 августа 1942 г., большая группа воспитанников успела перейти бурную горную реку и уйти через перевал в Сухуми, где они присоединились к испанцам из других детских домов, эвакуированных ранее с Украины. А тех, кто шёл медленнее, сопровождая носилки, настиг фашистский десант. На грузовиках, под охраной, их привезли обратно в Мостовское, Краснодарского края. Когда выяснилось, что эти дети - испанцы, было решено вернуть их на родину. Здесь сыграл роль тот факт, что генерал Франко был союзником Гитлера и Муссолини. В составе этой группы Кармен Лос Льянос вернулась домой, в Мадрид.                                                   

Раненых девушек и сопровождавшую их Берту немцы отправили в госпиталь в соседнюю станицу Лабинская. Берте, еврейке по национальности, грозила смерть. Но девочки договорились не выдавать ее, а сказать фашистам, что она тоже испанка. И это был их личный подвиг. Таких людей в Израиле очень чтут и называют «Праведники народов мира».

Вскоре, Берту настигло страшное известие. Её родителей задержали в ходе облавы и расстреляли на второй день оккупации села Мостовское.


отец и мать Берты Кирнос

Выполняя свой профессиональный долг, заботясь о воспитанницах, Берта пожертвовала самыми близкими ей людьми. Воспитательница не бросила детей, оставаясь с ними до конца, как в Варшавском гетто это когда-то сделал польский педагог, еврей Януш Корчак.               Аркадия Подгаецкого задержали фашисты, но ночью ему чудом удалось бежать из-под охраны, в горы. После недельных скитаний, он достиг района Майкопа, где скрылся среди нефтяников.

После войны, Берта и Аркадий вернулись в Ленинград.                                                                             
В 1967-м году в Москве состоялась встреча педагогов с бывшими воспитанниками испанских детских домов, организованная по линии Красного Креста. Благодарные ученики пригласили любимую воспитательницу в гости в Испанию, где ей очень понравилось. Однако, потом у пенсионерки начались серьезные проблемы со здоровьем. Последние годы жизни она провела в доме престарелых в селе Никольское, под Гатчиной, скончалась в одиночестве, похоронена в Ленинграде.


Встреча педагогов с бывшими воспитанниками 

Уверена, Берта и Аркадий Подгаецкий – настоящие педагоги и герои своего времени, ведь благодаря им, воспитанники детдома на Тверской не только преодолели страшную первую блокадную зиму, но и спаслись в трудные военные месяцы.


Берта Кирнос 

Порой думаю, что было бы неплохо учредить Премию для лучшего еврейского педагога года имени Берты Кирнос, которая действительно заслуживает того, чтобы о ней помнили...

Зинаида Тобияш ( Израиль, Мигдаль Эмек )

Автор очерка выражает глубокую благодарность за сотрудничество Марии де Лос Льянос и Леониду Кирносу.

Похожие статьи