|
Яна Любарская
Яна Любарская

«Спасти евреев, ценой собственной жизни»

Аллея Праведников народов мира была основана в Израиле в 1962-м году. Деревья, словно волшебный символ возрождения жизни, заботливо высадили на всей территории Мемориала Яд ва-Шем в честь почетных, уважаемых граждан, спасавших евреев ценой собственной жизни, в тяжелейший период ШОА. 

Весьма справедливо и отрадно, что некоторые образцы богатой, зеленой растительности из этого знаменитого места, посвящены нашим следующим героям…


Мип Гиз — родом из Австрии, она известна по всему миру тем, что мужественно помогала семье Анны Франк с 1942 по 1944 годы, пока она скрывалась в Амстердаме, на чердаке нежилого помещения. Будущая Праведница народов мира и ее смелый, неравнодушный к чужой беде супруг, рискуя жизнью, регулярно обеспечивали евреев всем необходимым — едой, одеждой и книгами, а после ареста Франков, женщина сохранила дневник Анны. 

Семья Франк бежала из Германии в Нидерланды после прихода к власти Гитлера. Известно, что почти два года до их ареста в 1944-м году, еврейская девочка вела записи, повествующие о невеселой, затворнической жизни ее близких в убежище. По ее признанию, сначала она делала личные заметки исключительно для себя, но однажды услышала по нидерландскому радио выступление министра образования, который просил слушателей фиксировать всяческие исторические зарисовки жизни под немецкой оккупацией. С тех пор Анна писала с еще большим удовольствием, мечтая когда-нибудь, в далеком будущем, издать свои наброски. Она скрупулезно, внимательно, порой иронично, описывала их скромный быт в заточении, но по воспоминаниям очевидцев, когда ее один раз обнаружили за любимым делом, почувствовала себя неловко и застеснялась. 

В своем дневнике Анна Франк рассказывала также и о тех, кто бесстрашно помогал ей, ее родным и близким. Она отметила, что поддерживающие ее семью в трудный час, никогда не жаловались на евреев, не видели в них бремени, дающегося слишком тяжелой ценой: «Каждый день они выходят на улицу, спокойно разговаривают с соседями о делах, о политике, с дамами — о еде, выслушивая их жалобы на тяготы военного времени, с соседскими детьми — о книгах и газетах, пытаются казаться веселыми, приносят нам в день рождения и в праздники — цветы и подарки, немало готовы сделать ради нас. В то время как остальные проявляют героизм на войне или приспешничают немцам, наши помощники постоянно доказывают нам невероятную преданность». 

Гермина Зантрушитц (Мип Гиз) родилась 15 февраля 1909 года в рабочей семье в Вене. С детства она страдала от недоедания, ее здоровье оказалось очень слабым. Родители отправили ее в голландскую семью, чтобы позволить своей дочери, как и многим другим австрийским детям, оправиться от последствий Первой мировой войны. Мип изначально приехала в Голландию на три месяца, став приемным ребенком у супружеской пары, уже имевшей пятерых детей. Через пять лет, ее родная австрийская семья и приемные родители пришли к соглашению, что для нее лучше остаться в Амстердаме. Девушка к тому времени подросла и вышла замуж за своего друга, став гражданкой Нидерландов. 

Надо подчеркнуть, что с Яном Гизом Мип познакомилась ещё в текстильной компании, где парень трудился бухгалтером. Молодые люди подружились и поддерживали отношения даже после того, как оба были уволены. Вскоре, с 1933-го года, Мип начала работать в компании Отто Франка, а ее будущий супруг — в Социальной Службе Амстердама. Когда Франки поселилась на чердаке амстердамского нежилого помещения на Принсенграхт 263, Мип ежедневно собирала список всех необходимых для них покупок, тайно доставляя их во время обеденного перерыва и оказывая этим людям всяческую моральную поддержку. Ее муж активно участвовал в Сопротивлении с 1943-го года и ежедневно заходил к скрывающимся евреям, чтобы сообщить им последние новости, передать сигареты, которые приобретал на черном рынке каждую неделю и даже брал для них книги в частной библиотеке.


Супруги Ян и Мип проживали в амстердамской квартире арендованной у одной еврейской женщины. Когда их еврейская хозяйка пропала, пара некоторое время оставалась в ее доме в уединении. Однажды ночью им привезли внуков убитой домовладелицы и супруги оставили детей на ночь у себя, а на следующий день связались с еврейской организацией, которая прятала таких ребят за пределами города.

В августе 1944-го года, после того, как из-за неизвестного предателя немцы раскрыли тайный дом где прятали евреев, в том числе и Анну Франк, Отто просил свою помощницу заплатить немцам деньги за освобождение несчастных. Она пришла в штаб немцев и поговорила сотрудником, отвечавшим за прошедший накануне обыск еврейского убежища, но тот отказался помочь. Мип не остановилась на этом и отправилась дальше, чтобы попробовать вступить в переговоры с более высоким немецким начальством, но ее грубо выпихнули за дверь. В расстроенных чувствах, женщина вернулась на Принсенграхт, 263, начав бережно собирать дневники Анны Франк по отдельным страницам, так как все листы, после грубого обыска, разлетелись по укрытию. Опасаясь, что гестаповцы вернутся и обнаружат ее за присвоением «еврейского имущества», она сложила письменные свидетельства нацизма в сумку и быстро покинула место трагедии. 

После этого женщина хранила эти документы в ящике своего стола, передав их в конце войны отцу Анны Франк, со словами – «Вот наследие вашей дочери». Как известно, отец Анны — Отто Франк, пережил войну, а его жена и дочери погибли. В 1947-м году рукописи девочки были опубликованы, приобретя невероятную популярность по всей планете, моментально став бестселлером, часто переиздаваясь на разных языках.



До своей кончины в 1980-м году, папы Анны Франк регулярно звонил Мип и Яну в годовщину их свадьбы, а те часто навещали пожилого мужчину в Швейцарии. Мип Гиз ушла из жизни 11 января 2010 года, в возрасте 100 лет, успев в марте 1972 года, вместе с супругом Яном, получить звания Праведников народов мира от израильского мемориального комплекса Яд ва-Шем.


Как известно, Праведники народов мира рассеяны по всей нашей огромной планете, среди этих отважных личностей встречаются люди самых разных национальностей.

На начало Второй мировой войны, в польской деревне Марковой под Ланьцутом, проживало 120 евреев. Летом и осенью 1942-го года, большая часть из них была уничтожена немцами, а некоторое количество нашло спасение у своих соседей. Большую семью Юзефа Ульма, его жену Викторию и их шестерых детей — Станислава (8 лет), Барбару (6 лет), Владислава (5 лет), Францишека (4 года), Антония (3 года) и Марию (полтора года) — немцы уничтожили вместе с восьмью евреями, которых прятали фермеры, в том числе, грудного ребенка, что стало символом страданий поляков, отдавших жизни для спасения евреев в период немецкой оккупации.


Юзеф Ульм являлся крестьянином, общественным деятелем, фотографом - любителем, до войны мирно и счастливо жил с женой Викторией и шестью маленькими детьми. Позже, вместе с остальными обитателями деревни, супруги мучительно переживали чудовищную несправедливость и жестокость, по отношению к своим соседям иного вероисповедания.

Летом 1942-го года, фашисты вытащили евреев из своих домов, расстреляли и закопали в могилах для скота, однако некоторым преследуемым, чудом удалось избежать гибели. Осенью 1942-го года, когда евреев продолжали массово убивать, Юзеф и Виктория Ульмы спрятали у себя восемь таких беглецов. Дом семьи Ульм располагался на окраине деревни, в отдаленном от центра месте, однако наивные крестьяне не придерживались необходимых правил конспирации, и “скрываемые” разместились прямо на чердаке польского дома, помогая многодетной семье на ферме. Вскоре, немцы обнаружили присутствие евреев во дворе по наводке полицейского, которому прятавшаяся семья оставила свое добро на хранение, отчего злодей мечтал полностью завладеть их имуществом. В ночь с 23 на 24 марта 1944-го года, немецкие полицейские прибыли в дом Ульмов и поочередно убили всех евреев — пятерых мужчин, а также Голду и Лайку Голдман с дочерью, расстреляв после них всю польскую семью Ульмов. Затем, немцы начали грабить усадьбу крестьян, выносить из нее вещи, драгоценности, принадлежавшие, в том числе, убитым евреям. Варварство достигло такого размаха, что не хватало телег для размещения всех «трофеев». В итоге, операция закончилась попойкой на месте убийства, после которой, нацисты вернулись в Ланьцут с шестью повозками награбленного.

Данные события привели к панике среди других польских крестьян также прятавших несчастных. Утром, после массовых расстрелов, в полях деревни открылась страшная картина из 24 еврейских тел из страха за собственную жизнь уничтоженных польскими сельскими жителями, которые до этого прятали их у себя долгое время. При этом, в Марковой, благодаря помощи других бесстрашных поляков, войну пережил как минимум 21 еврей.

После победы на фашистами, тела убитых были вновь эксгумированы, и семью Ульма перезахоронили на католическом кладбище, а тела евреев предали земле в октябре 1947 года, на кладбище жертв нацизма в Ягелле-Нехцялках.

13 сентября 1995 года, семье Ульмов посмертно присвоили звание «Праведников народов мира», а 24 марта 2004 года в деревне возвели мемориал. Музей имени семьи Ульм открылся в Польше 17 марта 2016 года.

Автор благодарит за подробные консультации по материалу германского журналиста, поэта Виталия Шнайдера.

Похожие статьи