Как уже сообщалось, в поселении Красная Слобода Губинского района Республики Азербайджан готовится к открытию первый в мире музей горских евреев. В создании этого музея самое активное участие принимал Международный благотворительный фонд горских евреев СТМЭГИ – крупнейшая в мире организация, объединяющая горских евреев.
Фонд еще на этапе разработки проекта обратился к диаспорам и общинам с призывом помочь в поиске старинных вещей, книг, костюмов, изображений, семейных реликвий и других материалов, способных стать экспонатами музея. Также фонд взял на себя художественное оформление музея. На наши вопросы отвечает один из идеологов и инвесторов музея горских евреев, президент фонда СТМЭГИ Герман Рашбилович Захарьяев.
– Герман Рашбилович, что заставило вас стать меценатом и одним из создателей музея горских евреев в поселении Красная Слобода? Только ли долг выходца из горско-еврейской общины и уроженца этих мест?
– Как уроженец Красной Слободы, я горжусь своей малой родиной и хотел бы, чтобы о ней узнали во всем мире. Это без преувеличения уникальное место – единственный на планете населенный пункт, за исключением Израиля, где компактно проживают евреи, составляющие здесь большинство населения. Сейчас много говорится об утерянном мире еврейского местечка (штетла), уничтоженного огнем Холокоста. Вероятно, Красная Слобода – последний такой штетл, и уже одно это делает мой родной поселок своего рода уникальным, поэтому мы должны увековечить и сохранить то, что есть. Конечно, за последние 30 лет из Красной Слободы шла активная миграция: молодежь уезжает для получения образования или в поисках работы в Израиль, Баку, крупные города России. Не исключено, что такого рода музей сможет стать достопримечательностью мирового масштаба и вдохнуть в поселок новую жизнь.
– Как получилось, что музей в Красной Слободе стал первым в мире музеем горских евреев? Ведь горские евреи жили в разных регионах бывшего СССР, других местах и ныне также живут во многих странах мира.
– Основная причина заключается в том, что в силу миграционных процессов представители общины были заняты другими жизненно необходимыми делами, и, как говорится, «не доходили руки». Но сегодня, мне кажется, назрела необходимость, так как многие из нас проживают в разных местах планеты и есть риск, что наши следующие поколения могут забыть свои корни. Надеюсь, что открытие музея в Красной Слободе станет стимулом для изучения истории и культуры нашего народа.
– В чем уникальность музея и что, по вашему мнению, он должен сохранить для нынешнего и будущих поколений?
– В большинстве случаев похожие историко-этнографические музеи, посвященные разным народам, возникают спустя многие годы, иногда даже столетия после того, как традиционная народная культура была утрачена, сменилась универсальной городской культурой. Сегодня, в условиях глобализации, этот процесс особенно ускорился. Ученые подсчитали, что каждый год на планете вымирает несколько десятков малых коренных народов, носителей уникальных языков. Наш музей создается в условиях, когда традиционная народная культура горских евреев еще жива. Следовательно, мы имеем шанс – и надеюсь, нам удастся его реализовать – воссоздать в музее нашу народную культуру в максимально аутентичном виде.
– Кто стоял у истоков и участвовал в этом большом и сложном деле?
– Свой вклад в дело создания музея внесли люди разных национальностей и граждане разных стран. Прежде всего, это, конечно, горские евреи – мои друзья и коллеги Год Нисанов и Зарах Илиев, крупные бизнесмены, тоже уроженцы Красной Слободы. Они выступили основными идеологами и инвесторами проекта, в котором также участвовал благотворительный фонд СТМЭГИ. Огромную помощь и содействие нам оказали и власти Азербайджана и Губинского района. Современный Азербайджан – это многонациональное государство, где в мире и дружбе сосуществуют разные народы и конфессии и руководство страны делает многое для того, чтобы так было и впредь.
– Насколько интересна экспозиция музея для людей, не принадлежащих ни к еврейскому народу, ни к общине горских евреев? Есть у этого дела научная, просветительская и общечеловеческая ценность?
– Думаю, музей будет интересен любому человеку, который увлекается историей, этнографией, традиционным искусством, фольклором, лингвистикой. Горские евреи – это очень своеобразный этнос, его культура формировалась на стыке иудейской, иранской и кавказских культур и сохранила многие их черты, утраченные другими этносами. Кроме того, при музее предполагается создать крупнейшую в мире библиотеку на языке джуури, что должно подстегнуть лингвистические исследования этого уникального наречия, на котором говорят не более 100 тысяч человек по всему миру.
– Поступали ли экспонаты, семейные реликвии и другие материалы из Израиля, где также проживает большая община горских евреев?
– Действительно, сегодня большая часть нашего народа проживает в Израиле, и значительная часть экспозиции музея формировалась благодаря пожертвованиям граждан еврейского государства – членов общины горских евреев. Надеюсь, что израильтяне, равно как и жители других стран, будут пополнять нашу уникальную коллекцию и в будущем.
– Как будет дальше развиваться музей? Есть ли надежда увидеть его передвижную экспозицию в Израиле?
– Мы, инициаторы создания музея, надеемся, что наше детище станет важной достопримечательностью, которая сделает этот регион известным и популярным во всем мире, повысит уровень благосостояния местного населения. Поверьте, эта земля того достойна: живописная природа, благодатный климат, прекрасный, гостеприимный народ. Приезжайте в Красную Слободу – и вы останетесь довольны!
– Спасибо, Герман Рашбилович, и за приглашение, и за интересное интервью!