|
Хана Рафаэль
Хана Рафаэль

«Ор-Овадия»: будни и праздники кавказской синагоги в Тель-Авиве

«Ор-Овадия»: будни и праздники кавказской синагоги в Тель-Авиве

Кавказская, то есть горско-еврейская, синагога «Ор-Овадия» расположена в центре Тель-Авива, в районе Неве-Элиэзер. Спальный район, в центре которого просторный живописный парк, с южной стороны идёт вереница магазинов и офисов. В синагогу ведут две двери, через первую попадаешь в молельный зал, через вторую — в небольшое помещение, где молятся женщины.

Меня встретил Шмуэль Симантов, раввин синагоги «Ор-Овадия». Он прост в общении и может часами рассказывать о буднях и праздниках своей общины. Талантливый организатор, заботливый семьянин (отец шестерых детей) и просто добрый человек, который делает все, чтобы люди чувствовали себя в синагоге комфортно и духовно развивались.

«Помещение для синагоги, — рассказывает раввин, — мы снимаем. Хотя арендная плата немаленькая, зато место удобное. В этом районе проживает немало евреев, выходцев с Кавказа. После молитвы «Шахарит», с 8.30, начинаются занятия утреннего колеля, в котором преподают: Шимон Бен-Давид, Онен Бен-Давид и Менешер Ашуров (родом из Красной Слободы). С 13.15 перерыв до 17 часов, после него уже проходят уроки дневного колеля. Уроки Торы поочередно дают пять раввинов: Элиэзер Гаврилов, Шимон Иля, Нисан Гаврилов, Меир Бен Насрижев и Натан Кордова. После молитв «Минха» и «Аравит» продолжается работа вечернего колеля, до девяти часов вечера. Их ведут поочередно шесть раввинов: Михаэль Юхананов, Язди Шай, Моше Бен-Меир, Авраам Рахамимов, Элиэзер Бен-Йохевед, Шимон Бен-Давид. Еще у нас проходят уроки по хазануту, они полезны для тех, у кого хорошо поставлен голос, чтобы напевно, с выражением читать Тору.  

В синагоге уделяют внимание и занятиям для женщин. Два раза в неделю, во вторник и в среду, в 21.30 собираются от 10 до 15 девушек и молодых женщин на уроки Торы. Занятия проводят рабанит Эти и рабанит Тиква. На рош-ходеш женщины под руководством рабанит проводят церемонию «Афрашат Хала».

Дружно и весёло прихожане синагоги встречают шабаты и праздники, особенно любят приходить сюда с родителями или дедушками и бабушками детвора. Дети знают, что в эти дни для них обязательно подготовлены подарки-игрушки и «манот» — пакетики со сладостями. В пятницу вечером, после молитвы, обязательно накрывается легкий стол для встречи Субботы.

А с субботнего утра в синагогу приходит больше людей, чем в будни. В перерыве между молитвами проводятся беседы на духовные темы. В 12 часов — уроки по Теилим, которые проводят сыновья рава Шмуэля, Пинхас-Ицхак и Йосеф-Хаим, выпускники ешив, а также его племянник (сын сестры Ривки) Харель-Эммануэль. В субботу для женщин проходит лекция рабанит Мирьям Авании. Для мужчин проводит лекцию в этот день раби Шимон Хасрули. Сам рав Шмуэль Симантов тоже регулярно читает лекции и дает уроки Торы.

Примечательно, что в моацей шаббат, т.е. на исходе Субботы, после завершающей молитвы «Арвит» и коллективной «сеуда шлишит» (вечерней трапезы), спустя полчаса начинается спортивный час. Все дружно добираются до парка «Леуми», где расположен стадион, и расходятся по секциям: футбольной, баскетбольной, восточных единоборств и т.д.

«Избитая фраза “в здоровом теле, здоровый дух”, — пояснил рав Шмуль, — взята из учения Рамбама. А то, что говорил великий вождь революции, “учиться, учиться и учиться” — это из Мишны, из трактата “Пиркей Авот”. Больше половины тех, кто приходят молиться в нашу синагогу, работают, и этот спортивный час на исходе Субботы является для них хорошей физической перезагрузкой. Жаль, что у нас нет финансовой возможности развиваться. То, что собирается силами общины, это 20% от всех затрат на нужды синагоги. Часть выделяет иерусалимская организация “Толдот ешивот”, из этих средств мы платим зарплату преподавателям».

Действительно, видя, как аскетично оформлена синагога «Ор-Овадия», думаешь о том, какой скромный здесь раввин. В ней очень тесно, а арон-кодеш и шульхан-кодеш сделаны из железа и перемещаются на колесиках. В арон-кодеше хранятся четыре свитка Торы. В 2003 г. первый свиток подарил Йосеф Вааба, в 2005 г. — Мусли, в 2006 г. — рав Шмуэль Симантов и 2016 г. — Низами Худатов.

Духовное содержание человека — это важная составляющая личности. В биографии рава Шмуэля с детства это прослеживается. Он родился в 1967 г. в многодетной семье, в г. Огуз (Варташен). Две действующие синагоги в этом городе после Великой Отечественной войны закрыли и превратили в склады. Он помнит, как его бабушка очень трепетно относилась к субботнему дню, к еврейским праздникам и постам.

Из воспоминаний рава Шмуэля: «В канун Нисону-Песаха жители нашего города получали мацу из Баку и Тбилиси. Кошерное вино, правда, делали сами. Иногда мужчины собирались у кого-то дома выпекали мацу. А женщины занимались генеральной уборкой, как они говорили, «делали тов-тови» (очень хорошо). Дом белили, кастрюли выносили на речку, чистили золой и песком. Медные кастрюли каждый год чистил мастер специальным образом. В день Нисону собиралась вся семья, и отец рассказывал пасхальную Агаду, про выход из Египта. Это была моя еврейская база — Песах и Шабат. До репатриации в Израиль мне попалось небольшое издание на русском языке “Если ты еврей”. Там были все благословения, в том числе и молитва о дожде, пропитании и т.д. Эта книга очень вовремя попалась мне на глаза и стала своеобразным входом в иудаизм.

Это было непростое время для меня. Как-то попросил своего брата прислать мне из Израиля немного денег. Перед тем как ехать в аэропорт, чтобы встречать человека из Израиля, мне приснился сон: какой-то парень советует мне надеть тфилин. У меня был золотой магендавид, который думал в случае крайней нужды продать. В аэропорту заметил религиозного еврея и подумал, что брат отправил деньги с ним. Тот попросил помочь с вещами и поймать такси. Приезжаю с ним в Баку. Он вытаскивает из чемодана какие-то колбасы, виски, и отдает мне со словами “аколь кашер” (все кошерно). Я даже не понял, что он говорит. Это был рав Моше Кишон. Еврейскую школу в Баку открыл уже рав Нойштадт, а рав Кишон возглавил её. И когда я пришёл туда, то встретил человека, который был в моем сне. Он точно так же начал говорить мне про тфилин. Постепенно я стал заниматься с равом Шломо-Залманом Кренцелем, одним из преподавателей Торы. Когда попал на семинар по иудаизму, который рав Цукер организовывает каждый год в Москве, это перевернуло всю мою жизнь, и начал потихоньку заниматься, как говорится, святыми делами.

Вернувшись в Баку, я собрал группу молодежи. Вместе мы соблюдали Шабат, делали шабатоны. Я ездил из столицы в Огуз, проводил Шабат там. Вот так началась работа. Появился еврейский детский сад в Баку, затем в средней школе №46 открыли еврейский класс. И спустя некоторое время открыли ешиву и микву. Главным спонсором еврейской общины в Баку был Vaad L’Hatzolas. Рав Мордехай Нойштадт — ее организатор и руководитель. Они возобновили еврейскую жизнь в столице и по всему Азербайджану. Появилась возможность учебы для всех желающих. Детей стали отправлять в еврейские лагеря, отмечали еврейские праздники».

Почти 20 лет рав Шмуэль живёт на две страны, Азербайджан и Израиль. Живя в Израиле, продолжает заниматься просветительской деятельностью и собирать молодежь и представителей кавказской общины Южного Тель-Авива. Первые месяцы за съем помещения для синагоги приходилось платить из семейного бюджета, для этого мать Шмуэля отдавала всю свою пенсию. Поначалу было нелегко, без своего раввина, некому было читать свиток Торы. Пришлось пригласить несколько иранских евреев, чтобы они читали и грамотно вели молитвы. Они и сегодня приходят молиться в кавказскую синагогу.

Немного позже р. Шмуэль пригласил своего давнего друга, грузинского раввина Арье Левина из Иерусалима, который стал давать в синагоге уроки Торы. Как-то рав Арье позвонил Шмуэлю и попросил приехать к нему в Иерусалим на встречу с руководством Vaad L’Hatzolas, они предложили ему поехать в Баку и поработать от этой организации. Он согласился и взял с собой своего ученика Замира Исаева, ныне раввина. Но спустя некоторое время у организации Vaad L’Hatzolas возникли финансовые трудности, и бюджет урезали на 70 %. Пришлось закрыть ешиву и многие проекты, но когда зашла речь о закрытии еврейского детского садика, Шмуэль обратился к Президенту фонда СТМЭГИ Герману Рашбиловичу Захарьяеву, который сразу же отреагировал на просьбу, и помог восстановить работу еврейского детсада и еврейского класса при азербайджанской школе.

Рава Шмуэля можно часто видеть на общинных мероприятиях в Кнессете, вечерах кавказской культуры, на Горе Герцле и у Стены Плача в день 26 Ияра. Месяц назад, 20 июня, синагогу «Ор Авадия» посетила делегация Государственного комитета Азербайджанской Республики по работе с диаспорой во главе с председателем, Фуадом Мурадовым, который наградил рава Шмуэля медалью «За заслуги в деятельности диаспоры».

В конце нашей беседы раввин сказал: «Один из проектов, который я мечтаю реализовать, — это курсы языка джуури. Думаю, что мне это удастся, ведь я в совершенстве знаю родной язык. Например, на Симхат Тора даю уроки Торы для пожилых людей на джуури. А на своем YouTube-канале даю уроки Торы на трех языках: русском, джуури и, впервые в мировой практике, на азербайджанском. А что может быть лучше в жизни, чем нести духовный свет людям?»

Похожие статьи