Рами Меир: «Люблю красоту с детства»

Рами Меир: «Люблю красоту с детства»

4-го августа в павильоне «Азербайджан» на ВДНХ состоялся вернисаж работ Рами Меира «40 лет спустя. Возвращение». Рами Меир — уроженец Азербайджана, гражданин Израиля. Он известен не только как художник, но и как поэт, вокалист, автор афоризмов, педагог.

Рами окончил художественное училище в Баку по специальности «чеканщик художественных и ювелирных изделий». 40 лет назад на ВДНХ проводилась выставка азербайджанских художников. Около 20 чеканных панно Рами Меира должны были стать частью экспозиции. По пути на выставку работы выкрали. После этого неприятного инцидента мастер начал творческий поиск в других художественных техниках.

«Человек в полной мере способен что-то получить, если излучает сам», — говорит Рами. А это удается художнику передать обществу через картины.

Красоту Рами Меир любит с детства. Он вспоминает, как любил лазить на тутовое дерево, которое росло во дворе. Из-за любви к природе у него даже родилась песня. «Рисковал жизнью, лазил высоко на дерево к красоте, которая нас окружала. Любил её с детства».

— Рами, вы работаете во многих жанрах искусства, однако живопись, очевидно, занимает среди них первое место. Что повлияло на ваш творческий выбор?

— На всё моё последующее творчество повлияло то, что в 17 лет я поступил в художественное училище, где получил специальность чеканщика. Эта профессия требовала познания, навыков в живописи, ковроткачестве, ювелирном деле, а также в других жанрах. Начинал я с чеканки, потом мне стало интересно попробовать себя в инкрустации и когда мы уже занимались в более зрелом возрасте росписью, у меня появилась идея рассказать о своем народе, о горских евреях. Более 40 моих картин посвящены горским евреям. После этого я посвятил серию картин красоте Африканского континента. Затем последовали серии картин «Близняшки» и пейзажная «Чудеса природы». Есть и современные вещи — световые картины.  Что касается монет, то у горских евреев их не было. Сейчас, с Божьей помощью, создана серия медалей монетного типа по моему дизайну.

— В одном из интервью вам задали вопрос: «Много ли вы работаете?». Вы сказали, что уделяете творчеству много времени, но не преследуете цели написания картины на скорость. Есть ли у Вас какие-нибудь источники вдохновения, которые вам помогают, прежде чем начать творить?

— Вдохновением является красота, которая есть вокруг нас. Талант человека состоит в том, чтобы видеть эту красоту. Естественно, можно сесть и написать картину, сказать, что я что-то увидел во сне, ко мне пришло вдохновение… Мне не нужно погружаться во сны. Вокруг нас и так много прекрасного.  

— Что бы вы посоветовали начинающему художнику?

— Я бы посоветовал показать работы человеку, который разбирается в этом, послушать его замечания. Посоветовал бы работать от чистого сердца, от души. Не идти ни в коем случае ни по каким определенным направлениям, потому что они модны или позволяют заработать. Я всегда избегал этого. Сегодня есть много превосходных профессионалов, которые в академической живописи показывают хорошие картины. К сожалению, остается много невостребованных профессионалов. Даже в современном искусстве можно создать что-то оригинальное, способное заинтересовать молодежь. Видеть заинтересованность молодого поколения — это главное.

— Вы родились в Баку, в многодетной семье. Расскажите немного о вашем детстве. Какие моменты из детства внесли вклад в ваше творческое развитие?

— В Баку притчи, поговорки наших матерей и отцов, которые мы слышали, заставляли нас думать. Заставляли искать сплетения в этих словах. Мы их находили и когда мы понимали правильно намек на то, что нам хотели передать, мы гордились. Сегодня, возвращаясь к словам из детства, я начинаю находить глубокие истины.

— Соблюдались ли в вашей семье еврейские традиции и обычаи, говорили ли вы на джуури?

— Мудрый человек когда-то сказал: «Родным языком человека является тот, на котором он думает и видит сны». Честно сказать, я уже в юном возрасте знал, что это неправда. Потому что я думаю и вижу сны на четырех языках, говорю тоже. В Баку многие говорили как минимум на трех языках. В современном мире соблюдать обычаи очень трудно, мы все живем в больших городах. Они создают нам какие-то сложности. Что-то получается соблюдать, что-то нет. Есть основа, о которой я хочу поговорить. Лично я и моя семья соблюдали традиции. Мои предки были раввинами, довольно известными людьми. Когда наши предки жили отдельно им было проще отделиться от всех культур, закрыться и соблюдать обычаи. Сегодня если кто-то говорит, что полностью отделился в Москве от окружающей среды, я думаю, он лукавит. Соблюдение обычаев приравнивается к нескольким уровням познания и понимания. В иврите каждое слово имеет четыре уровня понимания и вариантов перевода. Потому есть тонкий нюанс: нельзя что-то соблюдать понаслышке. Я вспоминаю себя в 13 лет, когда раввин сказал, что нельзя смешивать мясную пищу с молочной.  Я его попросил разъяснить этот запрет, чтобы я смог сделать его законом в своей голове. Тогда он мне привел слова из Торы: «Не вари козлёнка в молоке матери его». Мне этого хватило, чтобы понять и соблюдать этот обычай.

— У ваших выставок расширяются географические границы. Они проходили в Израиле, Азербайджане, России и даже в Италии. Где, на ваш взгляд, была самая запоминающаяся выставка?

— В Москве все выставки были шикарные. Все внесли свою определенную эмоцию, теплоту — и это главное. Каждая встреча и каждая выставка особенная. Когда у тебя в пандемию проходит выставка и ты видишь, что люди, не боясь, приходят, любуются и получают удовольствие, это приносит радость. Когда проходит выставка в Государственном музее Востока в Москве — это значимое событие, для меня это огромная честь. Спасибо всем, кто заинтересовался и помог это сделать. Есть художники, которые всю свою жизнь мечтают выставиться там. Я счастлив, что у меня пррошла выставка в таком музее.

  Азербайджанский национальный музей ковра — это тоже весьма достойное место, о котором многие бы мечтали. Мне важно подчеркнуть, насколько значимо место проведения выставки. Я должен был 40 лет назад выставляться на ВДНХ. Этого не произошло по причине того, что при перевозке были украдены все мои работы. Сегодня я счастлив: это достойнейшее место в Москве, павильон «Азербайджан — один из красивейших. Выставка будет проходить три месяца, это огромный срок. Инициатива проведения выставки принадлежит многим организациям, включая Фонд Гейдара Алиева.

— Всегда ли вы довольны своими работами? Скажите, чьё мнение о вашем творчестве для вас особенно важно?

— Когда человек доволен тем, что делает, мне кажется, это означает, что он исчерпал себя как  профессионал, мастер своего дела. Даже когда хороший футболист забивает красивый гол, он думает о том, что можно было бы еще лучше сыграть. Я всегда говорю, что самое главное стремление в жизни — попробовать удивить себя. Для меня самый главный критик — это я сам. Мне нужно удивить себя, понять, на что я способен, но доволен до конца я не бываю. Я могу получить удовольствие от того, что я сделал, но я всегда возвращаюсь к картине, нахожу изъяны, которые подправил бы.  

— Сформулируйте, если возможно, свое творческое кредо. Что вы хотите сказать своими работами?

— Своими работами я хочу пробудить в людях светлые чувства к окружающим. Как любящая мать оберегает ребёнка, мы все должны друг друга поддерживать. Сколько красоты и богатства присутствует в каждом из нас. Философия очень важна в творчестве. В моих картинах присутствует много философии, и я думаю, что величайшие религии, требующие «возлюбить ближнего как самого себя», должны объединять людей и приносить общее блаженство, стабильность и любовь.

— Вы также были избраны председателем Союза художников России — горских евреев. Скажите, какие эмоции вы испытали, узнав об этом?

— Это выбор людей, который меня радует. Они показывают уважение ко мне и дает понять: то, что я делаю, чего-то стоит. При этом восхищения собой не было и не дай бог, чтобы когда-нибудь появилось.

— Что бы вы хотели пожелать поклонникам вашего творчества?

— Первым долгом хочу сказать огромное спасибо. Чтобы ваше признание никогда не иссякло и сохранялось. Чтобы у меня были вы, почитатели моего творчества. Низкий всем поклон! Давайте восхищаться красотой и любовью, которая нас окружает. Самовыражение не имеет границ, главное, чтоб оно приносило добро и тепло на душе.

Рами Меир — весьма многогранная личность, которая успевает совершенствоваться во многих направлениях. Он ищет новые способы общения с аудиторией, даря поклонникам своего творчества добрые и светлые эмоции.

… Вот так живем мы

И чуть-чуть поём.

Чуть-чуть напишем

И немного дышим.

И, может быть,

Мы, наконец, поймём:

Живём – когда чего-то

В жизни ищет.

Беседовала Есения Давидова

Похожие статьи