28 февраля в горско-еврейском общинном центре ОГЕ в Сокольниках открывается выставка работ художницы Тамары Даниловны Анисимовой, приуроченное к 90-летию со дня её рождения. В преддверии выставки внештатный корреспондент STMEGI.com побеседовала с одним из представителей прославленного рода Анисимовых.
Это событие, происходящее в году, объявленном в России Годом семьи, можно рассматривать как прекрасный повод напомнить современникам о горско-еврейской семье Анисимовых, подарившей обществу не только названного выше самобытного мастера, но и целую плеяду талантливых людей: художников, ученых, писателей, актеров, инженеров… В первую очередь нельзя не указать Илью Шербетовича Анисимова (1862-1928) — этнографа и общественного деятеля, «открывшего миру горских евреев».
Правнук его и достойный продолжатель лучших семейных традиций, дипломат и исследователь международных отношений Александр Гиреевич Анисимов является сегодня нашим собеседником. Думается, наше интервью позволит понять секрет жизненного успеха и Александра Гиреевича и семьи Анисимовых в целом.
СТМЭГИ: Александр Гиреевич, по легенде, Анисимовы произошли от рода Ождохо хо, что на языке джуури означает: «богатыри».
Какие общие черты характера, по вашему мнению, помогали представителям рода, оправдывая это громкое имя, покорять высоты в разных сферах деятельности?
Александр Анисимов: С раннего детства я уже воспитывался в семейной традиции создавать необычное, новое, соответствовать богатырским традициям семьи. Семейные предания рассказывают о реальных приключениях и подвигах членов семьи. Сейчас у меня наконец-то появилось личное время для глубокого изучения истории семьи, и я вижу: личности-богатыри могли пройти такой сложный и результативный жизненный путь интеллектуального творчества. Они участвовали в крупных событиях социальной и политической жизни страны.
Родоначальник нашей семьи Шербет был раввином в селе Тарки и главным раввином Термин-хан-Шуры, закончив ешиву в Иерусалиме. Он материально помогал горским евреям, переехавшим в Эрец-Исраэль, купил землю у Львиных ворот в Иерусалиме для синагоги горских евреев.
Его сын, Илья Шербетович Анисимов, мой прадед, был первым дагестанским горцем, который получил высшее образование в Российской Империи, стал инженером на нефтяных приисках Ротшильда в Баку. Одновременно он внес выдающийся вклад в изучение этнографии горских евреев, написав в 1888 году первую монографию на эту тему, «Кавказские евреи-горцы», которая сохраняет научную ценность и сегодня. Переехав жить в г. Грозный, Илья Шербетович не только работал по основной профессии, но также вел большую общественную работу: входил в состав общественного самоуправления Грозного, был гласным (депутатом) городской думы от еврейской общины, возглавлял эту общину, комитет горских евреев и городскую нефтеперерабатывающую комиссию, открыл еврейскую школу.
Сын Ильи Шербетовича, Даниил Ильич, жил в Москве, создал прекрасную семью, был преподавателем экономики. Ему удалось пережить трудное время политических изменений и репрессий в стране, сохранить семью.
Его сын, мой отец, Анисимов Гирей Данилович, был талантливым экономистом, совместно с командой председателя правительства А.Н. Косыгина он начал готовить экономические реформы, которые, к сожалению, так и не были реализованы.
Вдохновлённый примерами моих родственников, я решил стать дипломатом, учитывая то влияние, которое наша страна занимает в мире. В семье до этого никогда не было дипломатов, это мой вклад в историю моей семьи. Сейчас и моя старшая дочь является российским дипломатом. В рамках семейной традиции мне захотелось постараться тоже быть богатырём, создав новое направление в жизни моей семьи, создать дипломатическую традицию деятельности.
СТМЭГИ: Кто из родственников (прямо или опосредованно) оказал влияние на формирование вашей личности, выбор профессии и другие жизненно важные решения?
Александр Анисимов: Конечно, упомянутые в предыдущем моем ответе близкие родственники, их достижения, их воля и целеустремленность. К ним я причисляю и Тамару Анисимову, мою тетю, сильного художника и замечательного человека. Она сыграла большую роль в моем личностном развитии и была мне очень близким другом. Мой интерес к истории семьи вдохновила другая тётя, Маргарита Даниловна, которая внесла самостоятельный вклад в исследование истории семьи.
СТМЭГИ: По первому образованию вы историк. Чем вас привлекла эта профессия? Способствует ли историческое образование решению дипломатических задач? Или, иными словами, перестали ли вы быть историком, став дипломатом?
Александр Анисимов: На протяжении своей профессиональной деятельности я соединял историю с дипломатией. В дипломе Дипломатической Академии написано, что я «историк международных отношений». Достойная профессия. Именно с этим дипломом я попал работать в аппарат Правительства России, в департамент международного сотрудничества, вел германоязычные страны, а также международные форматы сотрудничества.
СТМЭГИ: Когда Вы решили освоить дипломатическое поприще? С чем это связано?
Александр Анисимов: В 70-е годы у меня сформировалось желание изучать международные отношения, участвовать в международных проектах. Это было вызвано двумя причинами. Во-первых, мне хотелось расширить круг своих интересов вопросами сотрудничества народов и государств в условиях развёртывания кооперативных международных отношений, тогда это тема набирала силу. Вторая причина: мне хотелось создать международный формат для деятельности семьи. В общей сложности я побывал уже в 61 стране мира и уверен, что это добавило мне интереса к международной деятельности, дало широкое понимание современной действительности.
СТМЭГИ: Тема вашей кандидатской диссертации посвящена международным политическим аспектам отношений ФРГ и ГДР в 70-90-е гг. ХХ в. Что побудило вас выбрать столь непростую (и вновь актуальную сегодня) тему? Помогло ли вам глубокое её освоение в организации работы Российского дома науки и культуры в Берлине?
Александр Анисимов: Меня интересовал ход международных процессов, а отношения между германскими государствами и роль в них международных держав имели определяющее значение в международном дипломатическом развитии. Было очевидно, что идут существенные процессы в Европе и в мире. Мне удалось в диссертации определить их периодизацию и векторы развития.
Далее я работал ответственным секретарем российско-германского Петербургского диалога с участием руководителей Германии и России, работал с М.С. Горбачевым, который в этот момент был председателем российской стороны диалога. Поэтому германская тема для меня была понятна и профессионально интересна. С большим интересом я работал более четырех лет в Берлине заместителем и руководителем Российского дома науки и культуры и советником российского посольства. Много удалось сделать для развития двусторонних отношений.
У меня была и самостоятельная тема: мне хотелось на месте самому разобраться в нацизме, изучить тему своим исследовательским опытом. Одновременно я стал филателистом и собирал немецкие марки как инструмент для познания темы. Полагаю, что у меня сегодня одна из лучших коллекций марок немецкоязычных стран.
Я имел рабочие контакты и с дагестанской общиной горцев в Германии, помогал им в реализации их замыслов.
СТМЭГИ: Чем важен для вас опыт работы в аппаратах Правительства РФ и Совета Федерации? Каких результатов удалось достичь на этих ответственных постах?
Александр Анисимов: В какой-то степени мне повезло. Я изучил, как работает Правительство России и Администрация Президента, как осуществляется управление министерствами и ведомствами. Я готовил визиты председателя Правительства за рубеж и его гостей — в Россию, вел текущую работу с министерствами.
СТМЭГИ: Какие страны, в которых вам пришлось выполнять дипломатические функции, стали для вас самыми сложными в плане работы?
Александр Анисимов: Сложной была работа в Германии — и по содержанию, и по ответственности. Я работал с 83 сотрудниками, из которых только 13 человек владели русским языком. Велась большая работа с русскоговорящей общиной, с иностранными коллегами. Мы осуществляли большой культурный и информационный обмен.
СТМЭГИ: До конца 2023 года вы возглавляли Русский дом науки и культуры в Республике Замбия. Посетителей впечатляют его многогранная деятельность, творческая атмосфера и энтузиазм. Созвучны ли этой атмосфере картины из алжирского цикла Тамары Даниловны Анисимовой?
Александр Анисимов: Конечно. Поэтому я использовал работы Тамары Анисимовой на проводимых выставках, где рассказывал о российских художниках и их творчестве.
СТМЭГИ: Для жителей Замбии Россия — это надёжный социальный лифт, который даёт обучение в наших вузах. А может ли Африка чему-то научить и что-то дать жителям России и Европы?
Александр Анисимов: Долготерпение и надежду, оптимизм и коллективизм. В части искусств — ритуальные маски и национальные украшения. Я привез оттуда большую коллекцию украшений.
СТМЭГИ: Что помогает Вам сохранять отличную физическую форму? «богатырские» гены или…?
Александр Анисимов: Гены и игра в шахматы.
СТМЭГИ: Что бы вы посоветовали нашим юным читателям, мечтающим о карьере дипломата?
Александр Анисимов: Создать клуб молодых дипломатов. Готов его возглавить, читать лекции и проводить занятия.
СТМЭГИ: В заключение нашего интервью дайте краткий рецепт жизненного успеха от Александра Гиреевича Анисимова.
Александр Анисимов: Воля, терпение, удача!
СТМЭГИ: Благодарим Вас за содержательные ответы и свежие идеи!
Александр Анисимов: Одновременно я благодарю всю общину за то внимание, которое уделяется семье Анисимовых.
Материал подготовила внештатный корреспондент STMEGI.com Татьяна Михайлова