|
Хана Рафаэль
Хана Рафаэль

Йов бен Азария: горско-еврейский цадик из с. Янгикент

Йов бен Азария: горско-еврейский цадик из с. Янгикент
Мацева Йова бен Азарии

В живописном дагестанском селе Янгикент до Первой Мировой войны проживало примерно 700 горских евреев. Его название в переводе с кумыкского означает: «Новое Село» (на джуури Нугьдеи). Вероятно, оно неоднократно разрушалось и восстанавливалось.

Село Янгикент Каякентского района Дагестана расположено в 12 км к северу от районного центра Маджалис, на реке Янги-чай, в двух км от горы Яшкент-Теки, и в шести км от горы Шах-Тепе. Поселения на этом месте известны с эпохи ранней бронзы. На правой стороне реки Янги-чай в эпоху раннего средневековья был расположен древний город Сенгер, укреплённый валом, крепостными стенами и башнями.

Неизвестно, когда евреи поселились в этом горном краю, но об их присутствии свидетельствуют безмолвные могильные памятники с древнееврейскими надписями и шестиконечными звездами. Среди них, на вершине небольшой горы, расположена могила святого цадика Йова бен Азарии, весьма почитаемая у местных жителей. Судя по всему, он был раввином горско-еврейской общины, преподавал в хедере, учил молодых раввинов, выдавал им «достур раби» и был отцом семейства. Не секрет, что в прошлом раввины были очень уважаемы не только в еврейской общине, но и среди представителей соседних народов, которые приходили к ним за советом и баракатом — благословением. Более века назад евреи покинули село. В память о том, что в селе проживали евреи, сохранили один дом, принадлежавший горско-еврейской семье (вероятно, они были последние из тех, кто переехал). Все остальные дома перестроены. Местные жители даже позаботились на собранные средства огородить небольшое еврейское кладбище.  

d4697b2c-1167-45ed-9408-0f7590773ed4.jpg
Документ 1895 г., написанный на иврите и арамейском языке шрифтом Раши

В 60-х гг. 19 в. раввином еврейской общины Янгикента служил раби Хизгил. В 1866 г. еврейскую общину Янгикента посетил изучавший горских евреев этнограф Иосиф Черный. Они упоминал, что в этом селе свыше ста еврейских домов, население состоит из 360 мужчин и 324 женщин.

Недавно мне удалось побеседовать об этом с общественным деятелем из Иерусалима Дианой Аарон-Абрамовой, которая рассказала мне о своих впечатлениях от визита на родине своих предков вместо со своей тётей Ахсе Гиреевой и историком Матеушем Майманом пять лет назад: «До 1992 г. еврейское кладбище Янгикента было ухоженным, так как до эмиграции в Израиль потомки иногда приезжали навестить могилы своих родных. К сожалению, в настоящее время многие надгробия разрушены, уцелели лишь с десяток, среди них и могила цадика Йова бен Азарии, куда приходят молится и получать благословения местные мусульмане, считающие его святым. Когда я вернулась домой, то решила показать отснятое видео с могилы цадика иерусалимскому раввину. Тот, внимательно расшифровав надписи на иврите, сообщил, что мой предок действительно настоящий цадик. К сожалению, наше старшее поколение ушло в мир иной, расспросить о нем уже некого. Мы не нашли захоронений моего прадеда и его братьев. Но нам известно, что они занимались выделкой кож и торговлей и весьма преуспели в этом, помогая одному из братьев изучать Тору. От них и пошли наши роды: Гиреевы, Даниловы и Агаруновы. Мой предок — Данил бен Аарон. Его отец, Аарон бен Йоханан, прибыл со своим братом на Кавказ из иранского города Гилян».

cf2e365d-96fb-45e4-a68e-72fdb1dcd64e.jpg
Мацева раби Моше бен Авраама, одного из братьев прямого предка Диана Аарон-Абрамовой

Во время посещения еврейского кладбища с. Янгикент-Нугьдеи к Диане подошли местные жители, кумыки, и стали задавать вопросы. Они были удивлены, узнав, что она прибыла из Иерусалима, читает на иврите молитвы, посчитали её святой и стали просить у нее баракат — благословение. Даже когда она вернулась в Израиль, многие из них по телефону посылали различные просьбы, она переписывала и относила их к Стене Плача. Потом снимала видео и отправляла им также разные молитвы и благословения на иврите.  

«Мы из рода коэнов, и поэтому я очень хотела разыскать в Янгикенте захоронения с коэнской символикой (руки со сложенными пальцами), но нашла такие захоронения только в Махачкале и Буйнакске: это раби Моше бен Авраам (Моисей Абрамович Агарунов, 1883–1964). В Махачкале захоронения коэнов, как и в Израиле, расположены отдельно от других памятников».

   Среди горских евреев не так уж много коэнских родов. Обычно их в народе называли киинами. Итак, предки Дианы — выходцы из персидского города Гилян. Считалась, что из этого города вышло много мудрецов Торы. Как известно, до кавказско-русской войны многие горско-еврейские раввины получали достур раби именно в ешивах Персии.

0da68df6-82c7-4c9b-959a-83427bef7e16.jpg
Прапрадед Дианы Аарон-Абрамовой

В 1910 г. Б.К. Фараджев, житель Порт-Петровска (ныне Махачкала) попросил историка С. Вайсенберга собрать сведения о численности коэнов и левитов в Дагестане. Оказалось: Порт-Петровск — 9 коэнов, Дешлагар (Сергокала) — 1, Дербент — 2 коэна и 2 семьи левитов, Маджалис — 2 коэна.           

Диана прислала мне ссылку из книги С. Вайсенберга «Еврейская старина. Коганиты и левиты в истории и современности», опубликованной в 1918 г. Автор пишет: «У горских евреев очень мало коэнов и левитов. Левиты — выходцы из древнего израильского колена Леви. В древний период они представляли собой более низшую касту по сравнению с аронидами, которые служили в Первом и Втором Храме».

355be4e5-ba39-499e-ae63-e54e3fc33c7e.jpg

«У меня имеется, — рассказывает Диана, — копия документа от раввина Яакова Ицхаки (главный раввин Дербента XIX в.), в котором я нашла подтверждение принадлежности нашего рода к коэнам. Один из них хранится у раввина Авигдора Юнаева в горско-еврейской синагоге Иерусалима, а второй — у наших дальних родственников из Нальчика. Нам удалось подтвердить принадлежность нашего рода к коэнам у главного раввина Израиля. Однако о биографии цадика Йова бен Азарии, который жил 200 лет назад в Янгикенте, нам ничего неизвестно. Однако те мусульмане, кто приходят на его могилу, возможно, знают о нем больше, чем мы, ведь не зря они так почитают его могилу и считают ее святой.

Похожие статьи