Рош hа-Шана празднуется два дня подряд не только в диаспоре, но и на Святой Земле. Как только прошли эти два праздничных дня, сразу полил проливной дождь, напоминая жителям города о наступлении осени.
Несмотря на погодные изменения, все канадские евреи продолжали готовиться к празднованию следующего религиозного праздника – Йом Кипур. Больше всего волновались прихожане горско-еврейской общины. Ведь всё наше настроение зависило от погоды.
Хотя и поётся в песне , что «у природы нет плохой погоды и каждая погода благодать», однако никому из нас в этот день не хотелось мёрзнуть в палатке в Судный День в случае внезапно нагрянувшего дождя или снега, даже если эти явления природы, как сказано в той же песне, «надо благодарно принимать».
В этот год общине Торонто повезло как никогда. Вечер вторника, в который начался праздник, был очень теплым. Правда, не знаю, какой шатёр был у наших предков, три тысячелетия назад блуждавших по пустыне, но думаю, что наша белая палатка была не хуже. Огромный шатёр с модерными пластиковыми окнами был раскинут на зелёной траве, занимая почти весь двор.
Такая же пластиковая ширма разделяла огороженное пространство на два отделения – мужское и женское, в которых были расставлены по рядам пластмассовые белые стулья, а посередине возвышались столбы с прожекторами.
Детишки играли во дворе, пока взрослые молились. Народу собралось очень много. Всем хотелось быть в этот день вместе со своей общиной, как в одной семье. Раввин Давид Давидов вел праздничную службу и в перерывах проводил аукцион на право выкупить возможность выноса из ковчега Торы и чтения её глав.
По пути он успевал напомнить собравшимся о значении совершения предлагаемых добрых мицвот в этот важный день и сказать несколько слов о самом празднике:
«Евреи всего мира предстают перед Судом Вс-вышнего, чтобы отчитаться перед Ним за то, что сделано нами за прошедший год и что мы собираемся делать в наступающем году.
Вс-вышний оценивает деяния каждого и выносит Свой приговор, и каждого человека судит по его поступкам и заслугам. Так же идет суд для городов, стран и всего мира. От поступков каждого из нас зависит не только наша судьба, но и судьба нашего народа и всей Вселенной. Каждая заслуга склоняет чашу весов в сторону добра, а каждое преступление - в сторону бед и несчастий.
Заслужить перед Вс–вышним право на существование мы можем только исполняя записанные в Торе обязанности, которые Творец возложил на нас. Вс–вышний заповедовал нам, чтобы мы не только служили Ему, но и помогали друг другу, укрепляя основы мира и выполняя божественные предначертания».
Выкупившие право на выход к чтению Торы, по–очереди продолжали службу.
Все было замечательно – и теплый вечер и свежий воздух, и даже писклявые комары, надоедливо кружившие перед носом и не дававшие молящимся отвлекаться посторонними мыслями, случайно набегавшими в голову во время чтения молитвы.
Вот так на протяжении 10 лет в походных условиях наша община празднует Йом Кипур на природе во дворе синагоги, ветхое здание которой, очень похожее на избушку, располагается с видом на небольшую улицу Crestwood Road. Наша община состоит из 95% иммигрантов, прибывших в Канаду из Израиля. Людей, которые проходят вторую иммиграцию, можно понять — это и новый язык, и адаптация в новой стране, непомерные ссуды на жильё и сложности трудоустройства.
Постепенно люди обустраиваются, но выделить средства из семейного бюджета на приобретение светлого и просторного здания кавказской синагоги в Торонто, прихожане общины до сих пор не в состоянии.
Только одна наша горско-еврейская община – единственная не только в Канаде, но и во всем мире, – все эти годы скромно проводит свой праздник в шатре, за отсутствием места в самой синагоге. Приятно смотреть на роскошные синагоги, стояшие на соседних улицах, которые принадлежат ашкеназским, марокканским и бухарским общинам. Отрадно осознавать, что состоятельные меценаты – представители этих общин, проживающие в других городах мира, не оставляют без внимания соотечественников и поддерживают свой народ в нужном и важном деле – помогают в приобретении и строительстве здания синагоги.
Кто мы — община Торонто? Это горские евреи – выходцы из Кубы, Дербента Махачкалы, Нальчика, Баку и Грозного. Так сложилась жизнь – нас разбросало по свету, но, проживая на чужбине, мы стараемся не растерять свой народ, стараемся сохранить и передать подрастающему поколению лучшие традиции предков.
Мы будем рады, если найдутся меценаты–горские евреи, которые захотят построить для общины Торонто синагогу в память о своих родителях или дедушках и бабушках, назвав её их именами.
Постепенно праздник подходил к концу, прочитали молитву «Неила». Раввин протрубил в шофар, звуки которого вновь привели в трепет молящихся под шатром людей и возвестили о завершении дня Божественного Суда.
Отведав предложенных после поста лёгких угощений, люди поспешили по домам с надеждой на хорошую запись в Книге жизни на лучший год.
Да удостоимся мы и весь народа Израиля хорошей записи на 5776 год!