Израиль – уникальная страна с развитым туризмом. Израильтяне - необычный и свободолюбивый народ, умеющий отдыхать от души.
В свободное время они посещают музеи, исторические места или просто отдыхают с друзьями на пикниках. В каждом городе Израиля, в отделе абсорбции муниципалитета регулярно организуют экскурсии по стране. Для русскоязычных израильтян, подобные экскурсии готовят координаторы общин при «Бейт-оле» (Дом репатрианта).
Так и для нас, жителей Тверии, накануне нового года координатор отдела абсорбции Соня Хусидман организовала занимательную экскурсию на «Рамат-а-Голан» (Голанские высоты).
В программу нашей экскурсии вошло не посещение музеев и заповедников (как принято обычно), а предприятий, выпускающих шоколад, косметику, вино и шофары. В этот день мы побывали на косметической фабрике «Avanova», шоколадной фабрике «De Karina», на заводе по производству вин «Яков Рамат а Голан» и заводе «Коль шофар».
О каждом из вышеперечисленных предприятий можно написать отдельную статью. Посещение оставило неизгладимое впечатление - экскурсия по цехам, дегустация продукции и посещение фабрично-заводского магазина – всё это поэтапно вошло в нашу программу.
Но самое яркое впечатление осталось от посещения мошава «Гиват Яков», где располагается уникальный завод по производству шофаров (в Израиле четыре таких завода). Нас встретил его владелец Шимон Кинан, он же провёл для нас познавательную лекцию, рассказав о себе и об истории возникновения завода.
Сам завод «Коль шофар», по российским меркам, можно сравнить с цехом по производству и обработке труб. Он состоит из музея-магазина и двух производственных цехов. В одном из них перерабатывают рога, в другом, более просторном цеху. несколько рабочих работают с разными видами труб.
Мастер Шимон Кинан оказался жизнерадостным и интересным человеком. Постоянно улыбаясь и шутя, он говорил о каждом шофаре, как воодушевленном дорогом предмете. Начав рассказ со своей биографии, он поведал о том, как совершил алию из Марокко в годовалом возрасте вместе со своими родителями.
И влюбился в этот музыкальный инструмент с первого раза, когда услышал его волшебный мелодичный звук в бейт-кнессете (синагоге). В шесть лет Шимон самостоятельно соорудил себе шофар из шланга и лейки, в 12-летнем возрасте изготовил свой первый шофар, а с 16-ти лет занял бизнесом по их обработке и продаже.
Куда только не заносила судьба мастера шофаров в поисках рогов… От пустыни Сахары и африканских стран до родины предков Марокко. Мы посоветовали ему ещё съездить за рогами и на Кавказ.
Шофар представляет собой духовой музыкальный инструмент, его изготавливают из рога животного и он имеет древнюю историю и традицию, восходящую к временам Моше-рабейну. Для каждого еврея слово «шофар» ассоциируется с праздником «Рош-а-Шана».
В волнующихся и трепетных звуках шофара слышна мелодия души еврейского народа как отголоски далёкого прошлого.
Трубление в шофар является ярким внешним отличием Рош-Ашана (Дня Суда) от других еврейских праздников. Этот день в Торе так и называется - Йом труа. В библейскую эпоху шофар служил для многих целей: в него трубили при выходе на войну, для созыва общины, при обнародовании запретов, для объявления о приближении Субботы и т.д.
В настоящее время в шофар трубят в синагогах на протяжении всего месяца элуль - после окончания утренней молитвы в будни, чтобы побудить евреев к раскаянию накануне Дня Суда. Трубят в шофар и на исходе Йом-Кипура, после молитвы «Неила».
В музее – магазине на витражах, в корзинах, и столах размещены разного размера и конфигураций сотни шофаров. Шофар изготавливался из натурального рога, в основном используются лишь полые внутренние рога баранов, козлов, антилоп, газелей.
Примечательно, что некошерными являются бычьи рога, скорее всего из-за ассоциаций, связанных с золотым тельцом. Звуки трубления в шофар напоминают нам о том дне, когда наши предки стояли у горы Синай, где был слышен «очень сильный звук шофара».
Он также напоминает нам о разрушении Храма, взятого римлянами под звуки военных труб. В нем мы из года в год слышим призывы к грядущему дню Великого Суда.
С учетом ментальности той или иной этнической общины различаются шофары по размеру и качеству. Владелец завода «Коль шофар» досконально изучил потребности каждой общины, подразделяя их на ашкеназские, сефардские и йеменисткие.
Как пояснил Шимон Кинан, обычный шофар может быть коротким и с простым изгибом (принято у ашкеназев), а также длинным и витым. В еврейской общине Йемена предпочитают не менять форму рога и сводить к минимальной её обработке. Хотя в других еврейских общинах принято тщательно обрабатывать рог, разогревая его паром для придания нужной формы.
После подробного ознакомления с историей шофара и его значения для еврейского народа, мастер предложил нам перейти в рабочий цех. Правда, несколько человек сразу покинули цех, не смогли выдержать терпкий запах каленой кости. Шимон продемонстрировал процесс переработки рога в шофар на станках, которые он сам же и соорудил.
Поначалу он взял необработанный рог и, срезав у него кончик, просверлил в нем отверстие для извлечения звука. Затем специальным приспособлением продул воздух в роге и стал проверять его на слух.
Во время лекции в музее-магазине, а также в цеху мастер не раз трубил в шофар. Он поведал нам о том, что тембр звука у шофара зависит от формы и размера.
Например, короткий «ашкеназский» шофар дает высокий, плачущий звук, длинные шофары дают более насыщенный звук, он может быть низким, хрипловатым и торжественным. Различают четыре основных звука трубления в шофар, они подразделены в серии (последовательности), имеющие собственные названия:
- «Ташрат»: «тки́а», «швари́м», «тру́а», «тки́а гдола»;
- «Ташат»: «тки́а», «швари́м», «тки́а гдола»;
- «Тарат»: «тки́а», «тру́а», «тки́а гдола»
Интересен факт, что в праздник Рош-а- Шана обычай требует стократного трубления в шофар. Во время синагогальной службы, трубление выполняется троекратно, каждый раз как «Ташрат» (3 раза), «Ташат» (3 раза), «Тарат» (3 раза), а затем еще раз «Ташрат», «Ташат», «Тарат» для достижения числа звуков сотни.
В преддверии Рош-а-Шана и Йом-Кипур в шофар трубят не только в синагогах, но и в местах скоплениях евреев, например, в еврейских школах. В Израиле, шофар можно услышать в таких неожиданных местах, как близи железнодорожной станции или рядом с торговым центром. Это делается для того, чтобы призвать весь народа Израиля к покаянию.
Вот так благодаря мастеру Шимона мы многое познали о волшебном и чарующем музыкальном еврейском инструменте шофаре.