С 19-летней Джейн Симхаевой я познакомилась на одном из мероприятий в Натании.
В тот день проводилась «Афрашат Хала», и среди женщин, собравшихся в зале синагоги, я приметила девушку с внешностью подростка. Длинные, черные, кудрявые волосы, карие глаза медового оттенка – эта девушка имеет явное сходство с представителями местной сефардской молодежи. Тем более она представилась на израильский манер – Джейн Симха.
По имени я сразу догадалась, что родители назвали дочь в честь героини известного романа. Но девушка сказала, что её нарекли именем бабушки Евгении (матери отца). А по фамилии, что в переводе c иврита означает «Весёлая», если бы Джейн не пришла с бабушкой, я наверняка не смогла бы догадаться, что она из наших.
Следует отметить, что у нас подрастает достойное молодое поколение горских евреев – сабры. Они, хотя и родились в кавказской семье, впитали в себя менталитет жителей исторической Родины. Слава Вс-вышнему, они не держаться особняком, а с удовольствием принимают участие в подобных мероприятиях.
Джей не стала отнекиваться на мою просьбу написать о ней статью, а просто на иврите ответила: «Лама ло?» («Почему бы и нет?») И мы смогли спокойно поговорить, пока в зале собирались женщины на «Афрашат-Халу».
Её семья репатриировалась в 1990 г. из г. Баку. По рассказам старших она знает, что этот город – один красивейших в мире, и мечтает поехать в Азербайджан на экскурсию. Джейн родилась 20 июня 1997 года. На мой вопрос, что она знает о своих предках, девушка стала рассказывать о своих бабушках и дедушках.
Родители отца репатриировались в Израиль из столицы Азербайджана. Дедушку Севи Симхаева называли в народе «ширвони», он работал электриком, а бабушка Евгения родом из Красной Слободы. Родители мамы тоже «губеи»: дедушка Ифраим Мишиев работал начальником цеха на Бакинской трикотажной фабрике, а бабушка Дина (в девичестве Пейсахова) работала педагогом в средней школе №1 в Баку.
— Пять лет тому назад, – рассказывает о себе Джейн, – наша семья переехала жить в одну из африканских стран – Гану. Там я окончила международную британскую школу Кембридж. В столице Аккре несмотря на то, что там нет синагоги, успешно действует организация Хабад. Отмечаются все еврейские праздники и шабатоны. Папа Гиль Симха работает в Гане по контракту инженером-электриком, мама Яна тоже работает вместе с ним менеджером на предприятии по очистке воды «Африка-Гана».
Интересно было бы узнать, что представляет из себя эта страна? Джейн с удовольствием начала рассказывать о времени, проведенном там. Ведь она переехала туда в 14-летнем возрасте из г. Петах-Тиква. В этом возрасте не так уж легко поменять стиль жизни, ведь оставляешь не только страну, но школьных друзей.
— Страна Гана очень красивая и живописная, – продолжает свой рассказ девушка, – она расположена в Западной Африке и с юга омывается водами Гвинейского моря Атлантического океана. В прошлом её называли страной «Золотого берега», т.к. отсюда вывозили рабов и золото. В большинстве своем население является христианами, там миролюбивые люди, без злости. Эта самая спокойная страна – по сравнению с другими африканскими странами. А столица Аккра, где мы жили, считается мегаполисом с населением 4 миллиона человек. Само название города связано с муравьями, когда-то в этом районе было много муравейников.
Полгода тому назад семья Симхаевых возвратилась из Африки. В семье пополнение, родился братишка Стивен, и мама с папой решили, что детям лучше жить в Израиле. Тем более скоро они будут справлять бар-мицву сына Тамира.
Джейн устроилась на работу в страховую кампанию «Ариэль» и мечтает пойти служить в армию в боевые части. Затем, после службы, она обязательно будет поступать в университет. Знание английского очень кстати – она занимается репетиторством и пользуется авторитетом среди специалистов.
Общение с Джейн Симхаевой позволило мне ещё раз убедиться, что у нас подрастает золотая молодёжь – достойная смена. Думаю, что они никогда не будут стесняться того, что когда-то их предки жили на Кавказе, а ныне мы все стали одной семьей – израильтянами.