История одной семьи. Леонид Бабаев: «Мой прадед сумел избежать ареста»

История одной семьи. Леонид Бабаев: «Мой прадед сумел избежать ареста»
Ной Бабаев (слева)

В СССР конец 1920-х – 1930-е годы были сложным и тяжелым временем, трудным были они и в Дагестане – полным ходом шел процесс раскулачивания.

После революции было многое конфисковано у состоятельных людей, а в годы НЭПа (новой экономической политики) началась не только новая волна конфискации имущества, но и аресты. Люди исчезали, их потом никто не видел.

Родственники репрессированных тратили долгие годы, чтобы выяснить судьбу заключенных. Об этом тяжелом и трагичном времени еще многое не написано. Но всегда есть какие-то неординарные, непохожие на другие истории. То, о чем будет рассказано ниже, – из этой категории.

В книге Бориса Маноаха «Пленники Салмансара», изданной в 1984 году в Иерусалиме, есть одно предложение, которое привлекло мое внимание: «Миши бен Ягуда из Буйнакска, купец, владелец целого ряда мануфактур и магазинов.

Раскулачен и сослан». Хочется не согласиться с этим.

«Вот так разбросало по миру потомков моего прадеда»


Недавно я познакомилась с правнуком этого человека, который рассказал о своей семье и родословной. Леонид Бабаев живет в Москве, является учредителем конного завода «Шаэль» имени Шамборанта, который располагается в Подмосковье.

Хочу отметить, что Леонида отличает большая любовь к его подопечным, он с большой теплотой заботится о лошадях.

Но меня интересует судьба его прадеда по имени Миши. Леонид охотно делится тем, что он знает о своей семье, есть у него и генеалогическое древо, которое он составил сам.

Родословная Бабаевых Родословная Бабаевых

Хочу познакомить и читателей с интересным рассказом Леонида Бабаева…

«К счастью, Миши Евдоевич (Ягудаевич) Бабаев, мой прадед, не был сослан. Миши Бабаев родился у Евдо и Ершо, предположительно в 60-е годы XIX века, в городе Темир-Хан-Шура (ныне – Буйнакск) в Дагестане. Род Бабаевых много лет жил в этом городе и ведет свое начало, насколько мне известно, от Боби и Зульфо. Может, от имени прапрадеда Боби и пошла наша фамилия.

Миши Бабаев был купеческого сословия (купец 1-й гильдии), имел ковроткаческое производство, вел обширную торговлю в России и Иране, владел сетью магазинов в разных городах, в том числе в Москве и Петербурге. В Темир-Хан-Шуре у него было два дома, один из которых он передал советской власти после революции (там сейчас находится краеведческий музей). Во втором доме он продолжал жить сам со своей женой Тамангыз. С ними жила и семья старшего сына Гершума.

В 1937 году Миши счастливо сумел избежать ареста: спускаясь по улице из своего дома, он встретил «тройку» (наряд НКВД). Один из «троих» спросил его: «Где дом Бабаева?» Миши моментально сообразил, кто им нужен, показал на свой дом, а сам тут же побежал на вокзал и уехал в Махачкалу к своему другому сыну – Нувиаху. Через несколько дней прадед уехал еще дальше – в Москву, к сыну Саадие, где и умер через несколько лет своей смертью.

Его жена Тамангыз прожила со своим сыном Гершумом до глубокой старости и умерла в возрасте 92 лет, она похоронена в Буйнакске в начале 1950-х годов.
У Миши и Тамангыз была большая семья – пятеро сыновей и две дочери. К большому сожалению, у нашего прадеда и прабабушки, несмотря на большое количество детей, не так много потомков.

Старший сын Миши-Гершум, выпускник медицинского института, был в Дагестане известным офтальмологом. У Гершума и его жены Маруси было два сына – Илья и Борис.

У Маруси судьба была трагической. Во время Отечественной войны подруга Маруси, уехавшая в эвакуацию, оставила ей на хранение фамильные драгоценности на большую сумму. Несмотря на голод во время войны, Маруся не продала ничего из доверенного ей богатства ради пропитания, но, к несчастью, драгоценности были украдены. Вернуть долг подруге было не из чего, и это стало причиной для рокового решения: Маруся не перенесла позора и утопилась.

Оба ее сына были уже взрослыми, учились в Москве. Илья стал гинекологом и остался жить в Москве. Борис окончил Политехнический институт, уехал куда-то по распределению и там вскоре умер. Оба не были женаты. И Борис, и Илья получили прекрасное образование, увлекались классической музыкой.

Второй сын Миши, Саул, жил в Тбилиси, работал режиссером документального кино на киностудии «Грузия-фильм», был женат на русской женщине, но потомства не оставил.

Третий сын Миши, Саадия (Сергей), жил в Москве. Работал архитектором. Был женат на русской и имел в браке дочь Маргариту. Маргарита пошла по стопам отца, окончила архитектурный факультет и вышла замуж за военного (русского по национальности). Отношения с семьей Саадиё у нас прервались, когда он и его супруга стали препятствовать браку моей тети Тамары с гражданином Польши Франтишеком Пайдой. Понятно, что тогда было непросто иметь родственников за границей, это мешало карьере.

Сара-Ривке БабаеваЧетвертый сын Нувиах (Ной) жил в Махачкале, во времена НЭПа помогал отцу в коммерческих делах. Будучи по этим делам в Украине, из местечка под городом Нежин Нувиах привез жену – Сару-Ривке Фелину. В 1928 году у них родился сын Израиль, а в 1932 году – дочь Тамара, названная в честь бабушки (Тамангыз). Нувиах был призван в армию во время Великой Отечественной войны. В 1943 году Сара-Ривке получила извещение, что ее муж Нувиах Бабаев пропал без вести в боях под Ростовом. Впоследствии к ней пришел однополчанин мужа и подтвердил его гибель.

Юность моего отца Израиля Бабаева пришлась на войну: ему пришлось пойти работать с 13 лет, чтобы прокормить семью. В 1945 году, когда ему едва исполнилось 18 лет, он был призван в армию первым послевоенным призывом и служил там четыре года. Обстоятельства не позволили Израилю получить высшее образование: на его плечах были три женщины – мама, бабушка Гита (со стороны мамы) и сестра Тамара, которой надо было помогать закончить обучение. Тем не менее Израиль заочно окончил текстильный техникум и проработал всю жизнь мастером текстильного производства. Умер Израиль в Москве в 2000 году и похоронен на Салтыковском кладбище.

Израиль Бабаев В 1956 году Израиль женился на Иде Мойн. От этого брака в 1957 году родился сын Леонид (Нувиах), а в 1962 году – дочь Елена (Ершо). Ида всю жизнь проработала учителем математики в Махачкалинской школе № 1, умерла в Махачкале в 1991 году.

Тамара окончила Московский текстильный институт. Во время учебы встретила своего будущего мужа – поляка Франтишека Пайду, с которым и прожила всю жизнь в Польше в городе Белостоке. В настоящее время Тамаре 83 года. В браке с Франтишеком рождены два сына – Эдвард и Марк.

Леонид окончил Дагестанский политехнический институт, но очень мало работал по специальности, посвятив себя коневодству.

В 1984 году Леонид женился на Марине Назаретян, с которой и живет по сей день. А в 1985 году у них родился сын Аркадий.

Аркадий в настоящее время является единственным мужским представителем Бабаевых по линии его прапрадеда Миши.

Елена (Ершо) вышла замуж за Григория Арустамова и проживает в городе Железнодорожном Московской области. В браке у них родилась дочь Маргарита.
Четвертый сын Миши, Шамай, всю жизнь прожил в Махачкале, был женат на женщине по имени Мазги. У них было две дочери – Лена и Аня, обе не вышли замуж. Умер Шамай в конце 1970-х годов в Махачкале и похоронен в Буйнакске.

Семья Бабаевых – Израиль, Ида, Леонид, Елена Семья Бабаевых – Израиль, Ида, Леонид, Елена

Дочь Миши Аня долгое время жила с отцом в Буйнакске и вышла замуж очень поздно в городе Баку. В браке у нее был сын Миша, который потом переехал жить в Америку. Ничего больше о нем неизвестно.

Вторая дочь Миши – Роза – вышла замуж за Сабаева, родила троих детей: Павла и близнецов Алика и Нору. Они жили в Баку, где Роза и Нора умерли. Павел и Алик живут в Израиле.

Вот так разбросало по миру потомков моего прадеда».

Похожие статьи