Рафаэль Беньяминов: ищу корни наших предков

Рафаэль Беньяминов: ищу корни наших предков

Израильские школьники 7-х классов в обязательном порядке по программе готовят контрольную работу по теме «Шорашим – Корни».

Порой работа над ней длится несколько месяцев, и как всегда, готовясь к ней, подросток начинает донимать многочисленными вопросами всех своих родственников.

Ну, вот работа сдана, проверена, поставлена соответствующая оценка, и всё – интерес к этой теме начинает теряться. Но, правда, не у всех. Есть такие ребята, которые считают своим долгом покопаться поглубже в своих корнях, но, увы, это не удается сделать.

Первая причина: корни наших предков ведут далеко от Израиля – на Кавказ. А вторая – языковый барьер: дети-сабры (родившиеся в Израиле), нынешние школьники, говорят, в основном, на иврите, а их родители, по-русски.
Недавно я получила электронное письмо от 16-летнего Рафаэля Беньяминова из Беер-Шевы.

За шесть лет поиска и опросов Рафаэлю удалось собрать 3000 имен родственников и ещё 100 имен своих предков

Он попросил меня помочь ему разыскать корни своих предков, уверяя в том, что познакомившись с моей статьей «История тухума Ханукаевых», пришёл к выводу: одна из ветвей его родословной, ведет к этому роду.

Благо в моей домашней библиотечке оказалась брошюра и генеалогическая карта «Ханукаевы», которую подарил мне заммэра г. Дербента Сави Ханукаев.

Интервью с Рафаэлем мне помогла сделать его мама Алиса. Она работает учителем истории, и, по-видимому, тяга к историческим исследованиям по наследству передалась и её сыну.

— Рафаэль, обычно интервью начинается со знакомства. Расскажи, пожалуйста, немного о себе, и о своей семье.

— Я родился в 1999 году. Мои родители – Эдуард Романович и Алиса Рафаиловна Беньяминовы. Отец родился в Махачкале, но детство его прошло в г. Дербенте, у бабушки. Затем он вместе с родителями – Рашми (Роман) и Тамарой – переехали жить в г. Пятигорск.

В 1991 г. папа вместе со своим младшим братом репатриировался в Израиль, в настоящее время он работает фармацевтом.

Моя мама Алиса Рафаиловна, родилась в Дербенте в семье Рафаэля и Людмилы Гилиловых. Она работает учительницей в школе. Нас трое в семье, мы живём в г. Беер-Шеве.

Моя старшая сестра Тамара служит в рядах военно-воздушных сил ЦАХАЛа, брату Йонатану 9 лет и я учусь в 11 классе в школе с физико-математическим уклоном.

— Когда ты готовил работу по теме «Шорашим», кто тебе помогал в этом помимо родителей? И сколько человек и поколений своей родословной ты сумел вычислить?

— С 10-ти лет я начал интересоваться историей своего народа и нашей родословной. А началось всё с того, что нашёл дома записи дедушки Романа. Это были частично порванные листики бумаг и даже салфеток, на которых он записал имена своих предков. От дедушки я узнал, что он вместе со своими братьями и дядями начинал записывать имена на одной свадьбе.

Так вот, на этих обрывках я и обнаружил имена членов нашей рода до 8 поколения.

Одно из ранних имен относится к концу 18 века. Я держал эти бумаги в руках и, читая в них еврейские имена, ощущал гордость за свой род и наш народ.
Так, с тех пор и начал искать встречи с моими бабушкой и дедушками, с прабабушкой и прадедушкой и с родственниками, близкими или дальними, для того чтобы расширить свои познания.

Иногда я даже находил родственников, перешагнувших 90-летний рубеж, и при встрече с ними, старался «выжать» всю информацию, несмотря на их слабую память. За шесть лет поиска и опросов мне удалось собрать 3000 имен родственников и ещё 100 имен своих предков. Без сомнения, если бы не терпение моих дедов, бабушек, дядей, тётей и т. д., я бы не смог продвинуться со своими поисками, за что и благодарю их всех!

— История одного рода – это часть истории народа. А ты не пытался найти информацию в исторических книгах о горских евреях?

— Я очень признателен огромному труду, проделанному в своё время историком Иудой Чёрным. К сожалению, он жил в другое время и я не имею возможности поблагодарить его. Этот историк посвятил всю свою жизнь изучению обычаев горских евреев. Во время своих поездок по еврейским селениям (в 1866-1874 гг.)

И. Чёрный расспрашивал жителей об истории из жизни их предков и записывал имена всех жителей и их родственников. Так среди этих имен, я нашёл и имена наших родственников и их отцов.

Так что сегодня я располагаю информацией о своей родословной со второй половины 18 века.

— А что насчёт составления генеалогической карты твоей родословной? Ведь в ней можно проследить родословные ветви 4-х семей: две со стороны отца и две со стороны матери.

— Я работаю над этим. И начал исследования со стороны родословной отцовской линии, во главе рода, которого нашёл его предка Звулуна (Зоволу), это 9 поколений тому назад. Он жил в селении Эндирей (южнее Хасавюрта). Община этого села была почти вся уничтожена в 1831 г. во время кавказских войн.

Будет высокомерно с моей стороны утверждать, что родословные семей Давидовых и Шальмиевых исходят от
царя Давида

Отец Звулуна, чьё имя неизвестно, родился в «Джууд Катта» (по-русски – «еврейская долина»). Это название семи селений западнее Маджалиса, они упоминаются в исторических книгах еще в 7-ом веке и были разрушены в 1740 г. после набегов Надир-шаха.

С материнской линии моего отца – это семьи Шальмиевых и Давидовых. По словам моей прабабушки Малькешово Шальмиевой, – они выходцы из села Нюгди (Мюшкюр). Будет высокомерно с моей стороны утверждать, что родословные семей Давидовых и Шальмиевых исходят от царя Давида.

Однако, имена Шальмий, Мелих (царь на иврите) и Давид повторяются очень часто на самых нижних ветках нашего древа. А со стороны моей матери я узнал о предке Амиэли (тоже 9 поколений назад) – жителя села Пенжди. А также об Нису (10 поколение назад), жителя села Араг и о Гилиле (9 поколение назад) жителе села Джарах.

Самое дальнее имя, которое я вычислил -находиться со стороны отцовской линии моего прадедушки Исроиля Израилова – это Биньямин из села Абасаво (оно было разрушено в 1799 г). В дополнении ко всему этому, я стал изучать историю нашего народа. В компьютере  начертил карту, на которой отметил все города и сёла, проживания горских евреев, начиная  с 4-5 веков и до наших дней. Всего я насчитал 120 городов и сёл.

Со временем пришёл к выводу, что древний Дербент был самым первым поселением евреев Кавказа.

— Видя твою устремленность и заинтересованность в поиске своих корней, хотелось бы спросить: а не думаешь ли ты после окончания школы службы в армии выбрать ВУЗ с историческим факультетом?

— Я интересуюсь разными науками, от географии земли Израиля, историей еврейского народа до точных наук. В настоящее время параллельно с учебой в школе, я учусь в университете им. Бен-Гуриона на первую степень по физике и химии. Хочу заняться в будущем научной работой. В прошлом году, в феврале 2014 г. я представлял г. Беер-Шеву по южному округу Израиля и принимал участие в викторине по Танаху и занял 8-е место.

Затем как участника викторины меня пригласили принять участие в другой викторине, но уже на всеизраильском уровне. Интерес к прошлому и истории горско-еврейского народа останется моим хобби. Оно будет занимать меня на досуге, в свободное время и к тому же итоги исследований всегда будут всегда приносить удовлетворение и будут предметом гордости.

— А кто из вашего рода знаменит и есть ли у тебя их фото?

— О знаменитых родственниках нашей родословной я могу рассказать многое: начиная от пионеров сионистского движения до раввинов и лидеров общин. Одного из них я хочу отметить первым. Это мой прадедушка (дед моей мамы) – Исроиль-Гилил Савиевич Израилов.

Дедушка Исроиль родился в 1934 г. в Дербенте, имел академическое музыкальное образование и был известен как исполнитель на таре. Его сыновья: мой дедушка Рафаэль, Виктор и Валера (Янгил) тоже получили музыкальное образование и всей семьёй играли на свадьбах в Дербенте.

Они все и по сей день, живут и дышат музыкой. Дедушка Исроиль сегодня проживает в Гиват-Ольге и каждый раз, когда он слышит звуки тара и мугама, на глазах у него появляются слёзы на глазах.

Ещё один наш предок, о котором хотелось бы упомянуть – это раввин Хизгил бен Нису из села Араг. Он является прадедушкой моей прабабушки со стороны мамы и его имя упоминается в работах И.Чёрного, как главного раввина области Кюра, куда входили еврейские поселения: Араг, Карчаг, Мамрач и Ханджал-Кала. Сыновья Хизгила: рав. Асаф и рав. Хаим продолжили отцовскую традицию. Раби Хизгил скончался в 1873 г. похоронен в селении Араг.

— Рафаэль, то, что ты рассказываешь весьма интересно. А если у тебя сведения о предках, которые совершили алию в Эрец-Исраэль вначале прошлого века?

— Как мне известно, горские евреи активно участвовали в сионистском движении и вложили свою лепту в поддержании ишува и алии с Кавказа. Например, родственники моего отца Эдуарда Беньяминова)  репатриировались во время третьей алии (1919–1923). Из рассказов родственников я узнал, что члены семьи Нисановых родом из села Чираг и участвовали в строительстве города Герцлии и кавказского района в г.Тель-Авиве.

А также принимали участие в строительстве синагоги «Эц-Хаим», ныне «Иссахар». Другой предок со стороны отца: Ици Беньяминов родился в с. Костек и скончался в с. Тарки. Он был в числе тех, кто спонсировал строительство кавказской синагоги в г.Тель-Авиве и его фотография и по сей день висит на стене на первом этаже синагоги. Мы её сфотографировали и сделали портрет.

Среди наших родственников есть ещё известная среди горских евреев семья коэним. Один из них раби Агарон из Темир-хан-Шуры (ныне Буйнакск).

Семьи Агаруновы, Даниловы, Гиреевы – все они были братьями и потомками раввина Агарона Коэна. Они послали своих сыновей во время третьей Алии - 1919-23 гг. в Эрец-Исраэль. И их фотографии также висят на стене тель-авивской синагоги.

Во время второй алии (1904–1914) репатриировалась прабабушка моего прадеда Ливго (в девичестве Ханукаева). Она приехала с тремя детьми: двумя сыновьями – Исроилем и Йосефом – и дочерью. Ее супруг рабби Мануах-Симан-тов бен Амран похоронен в Дербенте. Там же похоронен один из их сыновей – Исроиль-Бирор (он дедушка моего прадеда Исроиля). Ливго с детьми поселилась в Иерусалиме, в районе Меа-Шаарим. 

Йосеф бен Мануах  работал в аптеке и был активистом партии «Поалей Сион» и был знаком с экс-президентами Израиля - Давидом Бен-Гурионом и Ицхаком бен-Цви. Во время Первой Мировой войны он эмигрировал в США, в штат Кливленд и продолжил там сионистскую деятельность.

К концу войны вернулся и присоединился к британской армии, чтобы освободить Эрец-Исраэль от османской империи. В 1932 г. он был участником возрождения мошава «Авихайль» в пригороде г. Натании и был убит бедуинами во время работы в охране. Похоронен в этом же мошаве, на его могиле установлен необычный памятник с гранитным столом, на котором помещена огромная менора.

В настоящее время рядом с его могилой, прямо во дворе расположена школа-интернат. Я звонил туда и мне дали информацию о нем.

— Скажи, пожалуйста, а ты хотел бы поехать на Кавказ, чтобы посетить исторические места наших предков?

— Если это было бы возможно – с удовольствием. Ведь легче собирать материал о нашей родословной на малой родине – в Дагестане. К сожалению мы живем в 1000 км от родины моих предков и к тому же поехать с родителями туда нелегко и дороговато

Я мечтаю съездить на Кавказ и прикоснуться к земле и увидеть те места, на которых сотни лет проживали наши предки и изучать исторические места и древние захоронения.

У меня есть желание и стремление продолжить эту работу. Но с каждым разом убеждаюсь, что самостоятельно я это не осилю. Мне очень интересно заниматься исследованием еврейского народа, историей страны, а также историей горских евреев.

Похожие статьи