Арье (Артур) Раханаев появился на свет 21 июня 1960 года в столице Кабардино-Балкарской республики Нальчик, в семье горских евреев Шимшона (Юрия) и Нионилы(Нины) Раханаевых.
По традиции горских евреев, в первый раз подстригать ногти ребенку приглашают человека, владеющего ремеслом, так как считается, что ремесленник передает свои умения ребенку. Для Арье таким человеком стал его дед – Михаил Аронович Раханаев, который был известным в городе скорняком. Он обладал художественным талантом, и являлся человеком творческим. Именно дед первым заметил первые успехи внука на художественном поприще, когда тот еще был совсем маленьким. По настоянию Михаила Ароновича, подросшего Арье стали водить на частные уроки к состоявшимся художникам. К сожалению, их имен герой нашей статьи уже не помнит, зато их советы и уроки не забудет никогда.
В юношестве на живопись много времени не оставалось, но когда Арье призвали в армию, он вернулся к любимому делу. Будучи в составе танкового полка, также стал его внештатным художником. Демобилизовавшись, в 1980 году поступил в Карачаевский государственный педагогический институт на художественно-графический факультет, но стипендии на жизнь в чужом городе не хватало, поэтому вскоре он был вынужден оставить учебу и вернуться в Нальчик.
В родном городе получил работу в художественно-оформительской мастерской при парке культуры и отдыха, затем женился. Квалификацию Раханаев получил при Министерстве культуры КБАССР. Со своими работами принимал участие в различных выставках, в том числе и в Москве.
Семью, в которой уже родились двое очаровательных детей, Юрий и Ольга, нужно было содержать, в связи, с чем Арье пришлось сделать выбор в пользу надежной профессии и оставить серьезное творчество на долгие годы. Несмотря на это, он все равно выкраивал время, чтобы на досуге рисовать и заниматься резьбой.
В 1996 году вместе с семьей репатриировался в Израиль, обосновался в северном городке Нацрат-Илит. Лишь на Святой земле художник по-настоящему вернулся к творчеству. Поначалу, устроившись работать на завод, Арье расписал там стены (к слову, эти фрески до сих пор украшают здание завода), затем перешел на работу перевозчиком продовольственных товаров, и тут уже параллельно стал заниматься и резьбой по гипсу, и выжиганием по дереву, и монументальной живописью, а также живописью маслом и акварелью. Но первая его работа в Израиле была создана специально для горско-еврейской синагоги «Новей шалом», по просьбе раввина кавказской общины Нацрат-Илита Мордехая Гилядова: на картине был изображен золотой семисвечник (менора) с ножкой в форме звезды Давида на фоне заснеженных кавказских гор.
В конце 90-х Арье Раханаев начинает иллюстрировать всемирный русскоязычный журнал Хабада «Моя жизнь», а вначале 2000-х открывает для себя новое направление — мозаику. Художник признается, что буквально заболел мозаикой, фанатично выискивал для ее создания материалы, посвящал мозаичным работам каждую свободную минуту. И, надо сказать, небезрезультатно. Его творчеством стали интересоваться все больше и больше почитателей искусства. Сегодня мозаики этого талантливого художника находятся в частных коллекциях таких известных людей, как Иосиф Кобзон, Владимир Винокур и многих других.
А его мозаика с портретом Чарли Чаплина украшает интерьер известного в Карловых Варах ресторана «Чаплин».
Арье Раханаев, ведет спокойный и размеренный образ жизни, соблюдает обычаи и традиции еврейского народа, у него прекрасная семья: понимающая супруга Галина, взрослые успешные дети, а главное - двое внуков и одна внучка, которые уже берут с него пример и делают первые шаги в художественном направлении, под руководством деда. В доме Раханаевых все стены увешаны его картинами и детскими рисунками, которые гармонично смотрятся рядом. Арье — состоявшийся художник, счастливый семьянин и простой в общении человек, поэтому в дополнение к вышеизложенному материалу, я решила задать ему несколько блиц-вопросов.
— Арье, чего, по вашему мнению, сегодня не хватает горско-еврейским художникам?
— Нашим художникам нужно больше заниматься иудаикой. Эта тема бесконечна. В других религиях развита этническая живопись, а евреям нужно было выживать на протяжении веков. Надо развивать тему иудаизма в живописи. Когда, с Б-жей помощью, будет вестись строительство Храма, художники тоже будут нужны.
— Как вы думаете, что, кроме таланта способствует, популярности творчества того или иного художника?
— Кроме таланта нужны хорошее настроение и поддержка родных и близких людей. Нельзя лениться, надо постоянно работать над собой, совершенствоваться в техниках.
— Что вам дает занятие творчеством?
— Оно успокаивает, умиротворяет меня. Дает стимул к жизни.
— Какая из ваших работ, особенно ценна для вас?
— Есть несколько моих работ, которые мне особенно нравятся. Причем, совершенно разные по стилю и тематике.
— Какой совет вы бы дали молодым художникам горско-еврейской общины?
— Учиться различным техникам, искать свою. Оттачивать мастерство и, конечно, больше оптимизма!
— Чего, по вашему мнению, не хватает горско-еврейской общине Израиля?
— Сплоченности. Другие общины более сплоченные.
— В завершение нашего небольшого блиц-интервью хочу спросить, что бы вы пожелали своему народу?
— Полного избавления от галута, здоровья и процветания, с Б-жей помощью!
— Мы желаем вам творческих успехов, неиссякаемого вдохновения, достижений, здоровья и мирного неба! Всех благ!