|
Хана Рафаэль
Хана Рафаэль

Виктор Кардашов: романтик от науки

Виктор Кардашов: романтик от науки

В прошлом году Союз писателей Израиля (отделение горских евреев) пополнился несколькими литераторами. Среди них выделяется неординарная личность: ученый и романтик от науки Виктор Романович Кардашов — автор четырех книг об изобретателях и их необыкновенных виртуальных космических проектах. Наша беседа с ним состоялась в Тель-Авиве в скромной квартире доктора физико-математических наук.

Уважаемый Виктор Романович, расскажите, пожалуйста, немного о себе…

Я родился 22 декабря 1940 г. в многодетной семье в дагестанском городе Хасавюрте. По окончании средней школы №1 поступил в 1957 году на механико-математический факультет  Саратовского университета. В 1975 году защитил кандидатскую диссертацию на факультете вычислительной математики и кибернетики Московского университета и начал работать старшим преподавателем на математическом факультете Дагестанского университета. Через пять лет был избран доцентом кафедры вычислительной математики. После 20 лет преподавания был направлен в докторантуру в Москву для завершения докторской диссертации. В ДГУ проработал до 1994 года, пока наша семья не репатриировала в Израиль.

У вас немного необычная для горских евреев фамилия, наверняка она связано с какой-то легендой вашего рода?

В действительности наша фамилия должно было быть иной — по имени нашего предка Писера из селения Аксай. Фамилия идет от прозвища прадеда Кардаш, что в переводе с тюркского означает «друг, брат». Он был проводником в горах и очень уважаемым человеком. Мои родители: мать Мория-Мария и отец Рамбам (Роман) воспитали пятерых детей: четырех сыновей и дочь. Мой отец Роман Хананияевич Кардашов (1898–1950) был одним из первых коммунистов и организаторов колхозного движения в Дагестане, основателем и председателем виноградарского совхоза. Род Кардашовых пользовался широкой известностью на Кавказе.

Вы принадлежите к поколению, которое ныне называют «детьми войны». Скажите, пожалуйста, что вам более всего запомнилось с тех военных лихих годов?

Когда началась война, мне было чуть более полугода. И запомнить практически не удалось ничего. Но по рассказам старших знаю: только из нашего рода на войну ушло 15 мужчин, из них вернулось всего двое. В Хасавюрте одна из улиц названа именем Михаила Кардашова, который погиб смертью храбрых в 1942 г. и был представлен к званию Героя Советского Союза. В свой последний бой в звании комиссара десантного батальона с группой десантников он был заброшен на оккупированные фашистами территории. До войны Михаил учился в Тбилисском железнодорожном институте. А по окончании войны орден Ленина посмертно вручили его брату Борису Абрамовичу (Абаевичу) Кардашову — директору школы. Борис тоже воевал, был не раз ранен. Когда узнал о смерти другого брата, Исая, будучи на лечении с тяжелыми ожоговыми ранениями в госпитали отказался демобилизовываться, вернулся на фронт и дошел до Берлина. Наш отец тоже прошел всю войну, вернулся домой инвалидом.

Вы совершили алию, будучи по российским меркам в предпенсионном возрасте. Как проходила абсорбция в еврейском государстве у ученого?

В 1994 году я репатриировался вместе с женой и тремя сыновьями в Израиль. Иврит был слабый. Устроиться на работу в Тель-Авивский университет помогло знание английского языка. С 1996 года я работал (примерно 14 лет) в должности старшего научного сотрудника отделения биомедицинской инженерии. В настоящее время я пенсионер, но продолжаю исследовательскую работу. В данный момент работаю над разработкой очень важного для здоровья людей прибора, позволяющего контролировать уровень давления и сахара в крови (без уколов) с помощью мобильного телефона. Этим уникальным проектом я продолжаю заниматься вместе со своим старшим сыном, который работает инженером-программистом в одной из израильских фирм. Два других моих сына тоже работают в сфере высоких технологий. Средний сын сейчас работает одним из руководителей фирмы в Торонто, которая сотрудничает с Израилем. А младший сын работает в Тель-Авиве в фирме «Мед-Техника», которая курирует все лаборатории в стране, занимающиеся анализом крови у пациентов.

Интересно было бы узнать, с каким творческим багажом вы вступили в ряды Союза писателей Израиля?

В 2015 году я издал свою первую книгу «Технологии, долголетия и... бессмертия»», затем через пару лет были изданы ещё две книги: «Люди и Вселенная», «Люди  и роботы – Люди, увлеченные и их необыкновенные проекты». Сейчас в печати четвертая книга: «Люди и их творчество». Это сборники остросюжетных рассказов об изобретателях и их виртуальных проектах в духе Айзека Азимова. У меня также есть около 30 печатных работ по специальности в центральных российских и зарубежных журналах. Есть серия, еще не напечатанных рассказов о жизни в Дагестане.  Мое имя  включёно в международную энциклопедию научных работников и инженеров «Who is who».

Виктор Романович, спасибо вам за занимательное интервью. Хочу пожелать вам творческих и научных успехов!
Похожие статьи