|
Яна Любарская
Яна Любарская

Инженер, бард, литератор, спортивный турист Лев Ханинаев: «Я полезен людям, значит, живу не зря!»

Инженер, бард, литератор, спортивный турист Лев Ханинаев: «Я полезен людям, значит, живу не зря!»

«А жёнам надоели расставания, их личики морщинками идут. Короткие вокзальные свидания когда-нибудь в могилу их сведут. А я иду, доверчивый влюблённый, подальше от сервантов и корыт, и, как всегда, болот огонь зелёный, мне говорит, что путь открыт», — эти слова из «Песни болотных геологов» известного барда Александра Городницкого можно смело отнести и к биографии нашего сегодняшнего собеседника. Лев Ханинаев — коренной москвич, крайне деликатный, образованный, тактичный, начитанный, человек, обладатель широчайшего кругозора и массы увлечений, спортивного, крепкого, стойкого духа, сильной выносливости характера. Будучи инструктором по туризму, руководившим увлекательными, порой сложными и опасными многодневными походами, а по профессии инженером-строителем, в душе он, как оказалось, очень творческая личность, и ему, конечно же, есть что вспомнить, чем поделиться с читателями. Ханинаев представитель уходящего поколения той самой столичной интеллигенции, мощной плеяды, взрослевшей в шестидесятые на смелой бардовской песне, рожденной в походах, в вечерних теплых беседах у костров и палаток. Благодаря такому вот нехитрому времяпрепровождению, страна узнала ряд знаковых поэтов, ставших сегодня легендами: это и Евгений Евтушенко, и Андрей Вознесенский, и Белла Ахмадулина, и многие-многие другие. Лев — литератор, член Московского отделения литераторов СП РФ, в детстве закончил музыкальную школу, владеет 6-шестиструнной гитарой и немного умеет играть на клавишных инструментах, давно и с любовью создает песни на свои стихи, заядлый турист, занимающийся и на пенсии организацией групповых походов выходного дня, продлевая этим жизнь и здоровье москвичей. За годы своей бурной деятельности Ханинаев приобрел большую популярность в самых разных кругах, и помимо вышеперечисленных занятий, сотрудничал с кабельным телевидением, с печатными СМИ, с радиостанциями, мир увидело четыре книги его стихов и песен, им выпущены кассеты, диск, а многие зрители, наверное, помнят яркую и эффектную финалистку телевизионного реалити-шоу «МастерШеф Россия» 2013 года, су-шефа одного из ресторанов, израильтянку Светлану Ханинаеву, о которой сегодня можно найти немало статей в прессе, являющуюся дочерью нашего собеседника. Девушка, перевоплотившись из переводчицы в повара, всей душой отдалась любимому делу — кулинарии, а отец безумно гордится своим талантливым продолжением.

****

— Лев, вы застали войну? В каком году и где вы родились?

Родился в Москве в 1940 году, в 1942-м мы отправились в эвакуацию в Алма-Ату, но этот период помню плохо — из-за своего возраста. Мать моя, Ханинаева Зинаида Рахмановна, родом из Каунаса, затем переехала в Ростов, где встретилась с моим отцом, своим будущим мужем. Отец, Соломон Давыдович Ханинаев, горский еврей, родился в 1890 году, по паспортным данным в г. Яффа, но скорее всего в Нальчике или Грозном, мать родилась в 1900-м году. В 1944 году, после эвакуации, мы вернулись в Москву, и далее все в моей жизни пошло по стандартной схеме: школа, вуз МИСИ, работа, причем, я занимал самые разные должности в НИИ и в проектных организациях, преподавал в институте начертательную геометрию, начинал с техника далее стал старшим инженером, ведущим инженером, главным специалистом проекта, недолго возглавлял и свое предприятие, трудился заместителем директора, директором. Сегодня я на пенсии, погружен в общественную работу. Кроме этого, как прежде, много занимаюсь музыкой, я еще поэт, композитор, пишу, выступаю, не раз давал концерты в еврейских организациях, к примеру, в Благотворительном фонде ХАМА, в литературных объединениях, в библиотеках, в ЦСО (центры социального обслуживания).

— С антисемитизмом в советские годы каким-либо образом сталкивались?

Бытовой антисемитизм в мое время, конечно же, существовал, но я старался не концентрироваться на этом, сильно он меня, к счастью, не задевал. Выдающимся человеком был мой брат, Жако Соломонович Ханинаев (в советское время его звали Жако Семенович). Он закончил авиационный институт во время войны и был направлен обслуживать оборонку, затем почти всю жизнь проработал в Горном университете, был обожаем студентами. Так вот, он как раз достаточно серьезно ощутил на себе все «прелести» пятого пункта. Однако студенты обожали его. По их словам и воспоминаниям, этот гениальный педагог умел из начертательной геометрии, скучнейшего предмета, сделать шоу одного актера! Учащиеся очень любили своего учителя, при том, что ему в то время было уже далеко за 60! Брат написал диссертацию, обладал уникальными идеями по проективной геометрии, по многомерным пространствам. Много знаний я получил от него, поэтому тоже занимался математикой, начертательной геометрией, программированием.

— Кем работал ваш папа, Соломон Ханинаев? И что можете еще сообщить о маме?

Он занимался разными делами, лишь бы заработать средства на содержание жены и детей, ведь пятеро его «птенцов» постоянно хотели есть. А вот когда папа был маленьким, в его семье было 11 детей, и в данное время, родственники мои разбросаны по всему миру, в том числе их можно найти в Канаде, в США. Мать говорила на идиш, она ашкеназка, а папа знал 12 языков, в том числе и фарси, поэтому везде был своим человеком, дружил с представителями разных национальностей.  

— Лев, готовясь к нашему интервью, с удивлением прочитала в интернете любопытные факты о вас. Например, про то, что при вашем непосредственном участии, даже более того, при вашем прямом руководстве, в 1959-1964 годах прошлого века, любители острых ощущений и спорта, прошли вместе с вами серьезные водные маршруты по рекам средней полосы СССР, по Онежскому озеру на ялах, совершили непростые пешие и велосипедные туры, покоряли горы в районах Урала и Кавказа. Все прочитанное - правда?

Да, все верно. Начнем с того, что я очень спортивный человек, помимо путешествий и походов, занимался плаванием, горными лыжами, играл в волейбол, в настольный теннис, тренировал ребят. Работал три года педагогом с трудными подростками, и в дальнейшем, эти дети из неблагополучных семей, которые никому не были нужны, очень привязались ко мне. А в туризм попал в 1955 году, еще когда учился в школе, и влюбился в это занятие навсегда, возглавил созданный моими единомышленниками туристский коллектив «Три сучка», вместе мы осуществили огромное количество походов, включая многодневные, причем эти увлекательные затеи не проходили без авторской песни. Какое-то время назад я занимал пост заместителя генерального директора Московского городского центрального туристского клуба на Таганке, через который проходило немало российских туристов, наводил там порядок, собирал народ на бесплатные туры выходного дня. Случилась неприятность, и помещение у нас отобрали, так как нам было не по силам оплачивать аренду. Наше детище, к счастью, помог сохранить руководитель фракции «Справедливая Россия» в Государственной Думе Сергей Михайлович Миронов, которого мы хорошо знаем. Благодаря Миронову мы получили бесплатную аренду, и с тех пор стараемся как-то выживать, держаться на плаву. Продолжаю руководить маршрутами выходного дня, издаю нашу внутреннюю брошюру, достаточно популярную у любителей активного досуга, ведь на ее страницах обозначено около сотни походов, которые мы проводим. Всех нас объединяет любовь к путешествиям и приключениям, мы волонтеры, энтузиасты, раньше назывались подвижниками. Помимо этой стези своей деятельности, активно продолжаю выступать с сольными вечерами, принимать участие в сборных концертах.

— А как вы вообще попали в мир изумительной бардовской песни? Любовь к ней зародилась в тех самых, порой опасных, захватывающих дух, походах?

Началось все с увлечения джазом, а авторская песня возникла позже. Посещал первые слеты бардов, знаю большинство из них, как и они меня. Сегодня езжу на такие встречи уже не так часто, как раньше, состояние здоровья не то. Хотя, несмотря на мою любовь к песням у костра, всегда стремился к профессионализму, а бардовская песня, все же, на мой взгляд, некая самодеятельность. Кроме того, среди моих друзей было немало профессиональных музыкантов, вплоть до покойного Ю.С. Саульского, российского композитора, дирижёра. С Арнольдом Хаиным, музыкантом, пианистом, композитором, дирижером и педагогом, который тоже недавно ушел от нас, мы были большими друзьями, он мне иногда аккомпанировал.

— О совершении алии никогда не думали?

В Израиле бывал, навещал родственников. Там также живет моя дочка, племянницы. Об эмиграции думал, но не вижу в этом большого смысла. Я русскоязычный, пишу на русском языке, и если даже такие популярные люди, как Михаил Козаков, Максим Леонидов, не сумели там устроиться, то что уж говорить обо мне?! Поэтому и не уехал из Москвы, хотя меня звали и зовут до сих пор. Моих друзей в еврейском государстве живет очень много, и от посещения Святой Земли сохранились только положительные впечатления.

— Туризм, бардовская песни, стихи, походы… Что дает вам данная деятельность в эмоциональном плане? Ведь материального дохода, как я поняла, все это не приносит?

Я полезен людям, значит, живу не зря! Ну и творческое начало, конечно, требует выхода.

— О чем мечтаете?

Мне 78 лет. По возможности, хотелось бы продолжать прежние увлечения, причем, мне есть чем в этом плане гордиться, ведь я написал 450 песен! Мечтаю активно выступать и поддерживать своих туристов, сохранить наш клуб, причем, чтобы так и было, мы переименовались в Общественную организацию спортивного туризма Москвы. Уверен, что мы плодотворно работаем на благо россиян, правда финансирования от города не получаем, но могли бы смело примкнуть к столичному бесплатному проекту «Московское долголетие», аналогично помогающему взрослым людям сохранить здоровый дух и интерес к жизни. Творчество и туризм — вот две стези, ради которых я живу!

Похожие статьи