Используя современные технологии, можно привлечь больше людей к уходу за захоронениями родственников.
– Александр, сегодня вы занимаетесь очень серьезным проектом по сохранению еврейских кладбищ на Кавказе. Что подвигло вас на такой шаг?
– Мысли заняться этим у меня появились давно, а несколько лет назад на махачкалинском кладбище с памятника на могиле моего прадеда исчезла табличка. Благо, нашел тогда эту могилу по памяти, случайно. Вот так всё и началось. В этом году мы, к всеобщей радости, закончили оцифровку двух махачкалинских кладбищ и сейчас идем дальше, к созданию сайта, где желающие смогут увидеть захоронения своих близких, фотографии надмогильных памятников и, приехав, найти их с помощью GPS-навигатора. Часто езжу из Петербурга в Махачкалу, причем в составе группы. Сегодня старое махачкалинское кладбище убрано. А было сильно замусоренным, там невозможно было даже нормально передвигаться – трава по пояс, деревья, многие памятники повалены... За полтора года мы расчистили территорию, вырубили деревья, кустарник, вывезли массу мусора. Когда начинали все эти работы, столкнулись с различными препятствиями, в том числе и административными. Благополучно их преодолели, со всеми договорились. Сейчас чиновники даже довольны такой помощью с нашей стороны. Хотел бы выразить огромную благодарность всем, кто помогал и принимал в этом участие.
– Позвольте поблагодарить и вас. А как называется фонд, которым вы руководите и в рамках которого создан этот проект?
– Благотворительный фонд сохранения памятников историко-культурного наследия. И как понятно по названию фонда, впереди у нас еще очень много работы.
– Давно вы в Северной столице?
– Я женился и переехал в Санкт-Петербург, тогда еще Ленинград, 33 года назад. Первое время трудился по основной специальности в военной поликлинике. А в 1989-м мы открыли в Ленинграде одну из первых частных стоматологий. Затем работал в другой сфере, а в медицину вернулся недавно.
– И не просто вернулись, а запустили клинику израильской медицины, на сегодня одну из лучших в городе. Как появилась эта идея?
– В свое время я активно открывал для себя новые города и страны, колесил по миру. В 2010–2011 годах путешествовал по Южной и Северной Америки, по Европе, объездил на машине несколько стран, посетил и Израиль, где внимательно наблюдал за местной медициной, перенимал опыт коллег. После плодотворного сотрудничества с моим израильским коллегой мы создали в Санкт-Петербурге свою клинику. Причем поставили там самое современное израильское оборудование, без которого качественное лечение просто невозможно. И успешно работаем уже более пяти лет.
– Сколько всего человек обслуживает ваша клиника?
– За эти годы у нас сформировалась достаточно большая база – около 40 000 пациентов. Их обслуживают высококвалифицированные врачи – гинекологи, урологи, дерматологи, косметологи, флебологи, кардиологи и другие специалисты. На протяжении двух лет мы также обучали наших специалистов в области антивозрастной медицины в Израиле, Монако, США и Швейцарии. Но это отделение у нас пока не открыто. Ищем партнера.
– Как удается держать клинику в кризис? Есть ли будущее у вашего проекта? Ведь конкуренция сейчас огромная…
– Перспективы у медицинского бизнеса серьезные, тем более что мы не стоим на месте. Хотя, конечно, кризис душит и нас. Планируем всё же открыть и развивать отделение антивозрастной превентивной медицины. То есть расширяем профилактику заболеваний по генетическим предрасположенностям, чтобы в будущем останавливать многие болезни, в том числе онкологию.
– Искренне желаю вам успехов!
– Благодарю.
Справка. Александр Стихаров родился в 1962 году в Махачкале (Дагестанская АССР). Российский меценат и предприниматель. Окончил Махачкалинское медучилище (1981). Основатель «Сан Клиник СПб». Руководитель Благотворительного фонда сохранения памятников историко-культурного наследия. С 1985-го живет в Санкт-Петербурге.