|
Тейло Нисанова

Проект «Открывая синагогу. Темир-Хан-Шура». День второй

Проект «Открывая синагогу. Темир-Хан-Шура». День второй

В Буйнакском историко-краеведческом музее 9 декабря проводился круглый стол — шел второй день проекта. На заседании присутствовали  35 человек: сотрудники администрации республики, руководство иудейской общины, искусствоведы и руководители музеев республики Дагестан и других регионов Северного Кавказа, представители Российского еврейского конгресса.

Екатерина Гандрабура, старший научный сотрудник Северокавказского филиала Государственного центра современного искусства (ГЦСИ), грантополучатель и куратор проекта, открыла заседание. В выступлении она отметила, что концепция проекта — привлечь художников и музыкантов для создания некоего действа с целью обратить внимание на буйнакскую синагогу как памятник истории и архитектуры. Ведущая рассказала о ходе подготовки: о сложностях, о событиях и разных инициативах, которыми обрастал проект с самого начала: «Когда мы ввязывались в эту историю, не все было очевидно, не все сложности мы могли увидеть сразу. Меня очень поддержал Макс Эпштейн, художник из Иерусалима. Музыкант Юрий Бренер заранее прилетал сюда из Германии и специально написал музыкальное произведение, посвященное именно истории этой общины, истории этого места». 

Посвящая слушателей в историю проекта, Екатерина выразила надежду на его продолжение, на то, что будут найдены ресурсы для реставрации здания и создания музея. «Еврейская община в Буйнакске очень малочисленна, — продолжила она, — очень трогательно, что нашу идею поддержали члены общины города Буйнакска и люди, которые здесь жили и уехали, но продолжают поддерживать контакты с городом — продолжают сюда приезжать заботиться о кладбище, в частности Александр Писаков и его сестра Татьяна (Тейло) Нисанова, которая в настоящее время живёт в Канаде. Она пишет мне и предлагает новые идеи по поводу того, как должен выглядеть музей. Центральные стенды с фотографиями, которые вы видите, были предоставлены ею. Она сейчас пишет книгу про еврейскую общину Темир-Хан-Шуры».
 
Куратор проекта рассказала о поддержке со стороны, директора Дагестанского архива Ольги Владимировны Бекаевой и его сотрудника Патимат Маграмовой: они привезли и выставили витрины с редкими документами, посвященными истории горских евреев Темир-Хан-Шуры, которые никогда до сих пор не демонстрировались. Продолжил дискуссию Анатолий Голубовский, советник президента Российского еврейского конгресса: «Проект осуществляется в рамках конкурса музейных инициатив, который с прошлого года проводит РЕК. Что на мой взгляд удалось при запуске проекта? Рассматривая эту совершенно феерическую презентацию и открытие выставки, считаю, что начало его очень важно: проект не ставит точки над "i", не закрывает тему. Проект начинает процесс, в ходе которого открываются новые сюжеты, новые подкрепления, которые могут проявить самое отдаленное отношение вот к такому стартаповскому проекту. В этом проекте принимают участие не только музейщики, но и местное сообщество, причем не только местная еврейская община, но и все остальные, которые составляют среду, которая функционирует с еврейской общиной — это не только Буйнакск, но и Махачкала, Северный Кавказ в целом и Москва, и Израиль. Я считаю, уровень проекта, развернутого здесь, в стенах буйнакского музея, чрезвычайно высок. 

ЮНЕСКО была принята Конвенция по защите нематериального культурного наследия (обычаи, обряды, праздники). Важно то, что этот проект связан с сохранением и материального культурного наследия, и нематериального. И с этой точки зрения этот проект абсолютно беспрецедентен. Главное — это работа с людьми.Проект изменил ситуацию в городе, изменил ситуацию в регионе. Меня совершенно потрясли исполнение музыкантов и художника... и люди, ни разу не слышавшую музыку Ю. Бренера, были совершенно открыты. Перспектива развития проекта, музейное участие и дальнейшее сотрудничество очень серьезно связано с кладбищем, которое очень важно не только для евреев, но, вообще, на Кавказе и в человеческой культуре. Поэтому это совершенно уникально. Один из тех людей, которые изменили эту ситуацию, — Александр Писаков».

Александр Писаков поделился своими наблюдениями о прошедшем в синагоге перформансе: «Люди почувствовали то тепло в этом намоленном помещении, где на протяжении 150 лет наши предки разговаривали с Богом. Очень интересными оказались и речи докладчиков, и выступления музыкантов, и талантливая работа художника с демонстрацией на экране живых меняющихся на глазах рисунков, и потрясающие декорации окон женского зала, необыкновенная музыка, сопровождаемая паузами — звучанием, имитирущим молитву людей. В этот момент я почувствовал, что как будто мои дедушки и прадедушки стоят рядом и молятся. Я благодарю организаторов проекта за то, что расшевелили сознание людей». Далее он рассказал о проекте «Каменный архив», который начался в Буйнакске в апреле этого года, а в прошлом году был проведен в Махачкале под руководством А. Стихарова, директора фонда «Каменный архив евреев Кавказа». 

Выступавший поделился своим беспокойством тем обстоятельством, что часть территории еврейского кладбища и двора синагоги была захвачена соседями, а также тем,, что сосед посадил цветы в своем дворе у забора, граничащего с синагогой, и заливает землю водой, от чего может пострадать фундамент молитвенного дома. Завершая свою речь, он поблагодарил Екатерину Гандрабуру и Валерия Шимиевича Дибияева за помощь в установке видеокамер на территории синагоги. А также выразил  благодарность Дугричилову Микаилу, директору городского музея: «Этот потрясающе эрудированный человек, очень переживает за сохранение истории горских евреев, которых в городе практически не осталось. Но он хочет, чтобы местное население знало, кто жил рядом. Микаил давно собирает для музея артефакты по этой тематике».
     
Затем слово взял В. Дибияев, рассказавший о работе, связанной с восстановлением документации на территорию кладбища и синагоги и оформлением технического паспорта. В настоящее время здание находится в ведении Централизованной религиозной организации иудейских общин республики Дагестан. 

Далее обсуждение продолжил Магомедали Гапаров, помощник главы городского округа — начальник отдела по взаимодействию с религиозными организациями и духовными образовательными учреждениями Министерства по национальной политике и делам религий Республики Дагестан. Он сказал: «На проблемы, связанные с ремонтом синагоги, мы пытались обратить внимание властей, и в меру своих  возможностей делали все возможное — была отремонтирована крыша здания по ходатайству Дибияева В., что обеспечило сохранность здания. Синагога устояла, когда в Буйнакске было сильное землетрясение и были разрушены дома и даже были трещины в скалах. Но сегодня синагога может не устоять от равнодушия евреев. Вы абсолютно правильно отметили, — обратился он к А. Голубовскому, — надо работать с людьми, чтобы сохранить для людей уникальное строение. Собственником этого здания является еврейская община, и она должна проявить бережное отношение и большое желание сохранить синагогу, а мы со своей стороны сделаем все возможное, чтобы поддержать реставрацию. Еврейское кладбище также находилось в плачевном состоянии. Мне было обидно, что люди разъехались и бросили могилы своих близких. У нас в Дагестане говорят: «По состоянию кладбища можно судить о том, сохранилась ли память о людях, которые лежат на нем». 

Выступающий выразил надежду, что проект обратит внимание всех неравнодушных людей, чтобы сохранить исторический памятник буйнакской синагоги. «Что касается захвата территории — в самое ближайшее время мы будем заниматься этим вопросом. Но по вопросу реставрации синагоги государство ничего не сделает. Этим должно заниматься агенство по охране памятников», — заключил он. 

Джамиля Дагирова, замдиректора по науке Национального музея Дагестана, сообщила: «Благодаря этому событию весь мир сегодня знает про Буйнакск, весь мир знает про Дагестан. О проекте будет известно по всему миру и обязательно будет обратная связь. И землетрясение здание синагоги пережило, и власти у нас менялись... и уж коли здание выжило, значит, судьба у него есть, судьба есть к жизни». Другие участники круглого стола внесли предложение о придании зданию статуса памятника и передаче его под защиту государства. В этой связи разгорелись споры.

«На самом деле, это очень важный момент и очень сложный, — отметил А. Голубовский, — с одной стороны, мы все понимаем, что, безусловно, здание синагоги и все, что в нем находится, — это объект культурного наследия и каким-то образом мы должны его сохранить, не потеряв при этом его специфику, атмосферу ит.д. С другой стороны, мы также понимаем, что если мы придадим ему юридический статус объекта культурного наследия, то сразу возникнет огромное количество проблем и препятствий, связанных с законодательством и с тем, что немедленно включаются государственные органы, которые призваны сохранить этот памятник, и будут ограничивать какие-то действия, связанные с этим. Давайте не будем пока придавать зданию статус, потому что  мы хотим, чтобы у нас были развязаны руки. Мы понимаем, что неформальный статус объекта культурного наследия у нас есть. Но как только здание попадает в реестр формального статуса, сразу возникнут затруднения реализовать то, что мы хотим».
     
Были высказаны мнения, что реставрация должна проводиться под надзором специалистов.

В заключение Анатолий Голубовский предложил: «Мы должны понять, можем ли мы, находясь пока в этом зале, придумать такой механизм, инструмент или такой формат работы с этим памятником, чтобы не нанести ущерб, не придавая ему официального статуса объекта культурного наследия, но и чтобы соблюсти интересы государства тоже. Возможно, нужно приобщить какой-то неформальный совет, который бы обеспечивал бы нормальную цивилизованную работу с этим строением. Ввести в совет государственных чиновников, которые были бы ответственны за сохранение наследия, и специалистов из других государств».

Свое мнение выразили в обсуждении: Макс Эпштейн, художник и участник проекта, Зарема Дадаева, директор музея Махачкалы, Галина Тебиева, директор Северо-Кавказского филиала ГЦСИ (Северная Осетия), Борис Ханукаев представитель общины Махачкалы, Сарманда Шамаилова, представитель буйнакской общины.
     Резче прозвучало выступление Виктора Рахмилова, советника президента РЕКа: «Спасибо за то, что вы здесь собрались. Синагога находится в таком ужасном состоянии уже не первый год, и все приехали и увидели это. Всем стало печально, все захотели, чтобы она засияла. Но если мы придадим ей статус, деньги на ремонт ни одно министерство не выделит, проблем сразу будет выше крыши. Председатель общины не сможет взять разрешение туда войти, а не то что ремонт там сделать. Мое мнение: давайте сначала отремонтируем эту синагогу, а потом уже пойдем в министерство и попросим статус объекта культурного наследия. И давайте не будем выдумывать велосипед. Пока синагога не является каким-то достоянием, она является собственностью общины. Сегодня это здание трудно назвать синагогой. Оно больше похоже на складской помещение. Общины здесь нету, миньян не собирается. Поэтому функционировать в качестве синагоги оно не в состоянии. Чтобы привести это здание в порядок, необходимо собрать 12-15 млн рублей. Ни одно министерство денег не даст. Община сделать ремонт не в состоянии. Здесь живёт 10 неполных еврейских семей. Поэтому в том состоянии, в котором она есть сегодня, это не синагога! Её здание надо отреставрировать и превратить в культурный центр горских евреев всего Северного Кавказа — это самая древняя синагога в регионе... Об этой синагоге сегодня говорят все и везде. Некоторые говорят: "Отреставрируем, и что потом будет?" Да, она будет шикарным музеем. Давайте сегодня подумаем, как организоваться, чтобы отреставрировать синагогу. Мы будем собирать экспонаты со всего мира. Мы здесь все собрались, чтобы помочь Валере Дибияеву восстановить синагогу. И давайте прислушиваться к его мнению».


В заключение были подведены итоги заседания и принято решение о  создании внутри общины экспертного совета с привлечением людей с авторитетом, знанием и опытом. Екатерина Гандрабура поблагодарила Дугричилова Микаила, директора историко-краеведческом музея города Буйнакска, за гостепримство и помощь, оказанную в проведении выставки, а также выразила признательность всем присутствующим за участие в заседание круглого стола.

Фото: Елена Джетере
Похожие статьи