|
Гарри Канаев

«Мы не поeм — мы молимся»

«Мы не поeм — мы молимся»
Группа «Берур». Вадим Мардахаев — третий слева

У нас в гостях солист группы «Берур» Вадим Мардахаев.

– Вадим, если, скажем так, пройтись по твоему жизненному пути... Музыка... Как часто она возникала на тех или иных перекрeстках, исчезала ли?..

– Музыка всегда была рядом. В разных еe проявлениях. И если в самом начале моего пути это было увлечение рок-н-роллом — группами Led Zeppelin, Pink Floyd, то потом к ним присоединились барды — Высоцкий, Окуджава, Дольский, Розенбаум. При этом я всегда слушал классику. Я вообще считаю, что именно музыка играет самую большую роль в духовном становлении и развитии человека.

– И рос ты на рок-музыке, как я понимаю, в Махачкале?

– Да. Но корни мои уходят далеко в горы. Бабушка из Сергокалы, а дедушка из Буйнакска. Мамина же линия идет с Украины, из Винницкой области. Ее девичья фамилия Фишман.

– Как интересно. А как познакомились родители?

– Это очень трогательная история. В 1957 году папа, находясь на срочной службе, возвращался с танковым корпусом из Венгрии. В Украине базировалась их часть. Они остановились в каком-то селе и решили пойти искупаться на речку. И когда они пришли, увидели там группу девушек, стирающих белье. Отец подошел к одной из них и говорит: «Девочка, я хочу с тобой познакомиться». А она ему: «Я с грузинами не знакомлюсь», — на что папа ей сказал: «Я не грузин, я такой же еврей, как и ты». Девушка опешила и спросила: «А откуда ты знаешь, что я еврейка?» — «Да потому что сегодня суббота, все твои подруги сидят и стирают, а ты — нет». Вот таким проницательным молодым человеком он был. Отец показал девушке паспорт, где черным по белому было написано, что он еврей. И та сказала: «Ну раз такое дело, тогда иди к моей маме». Бабушка дала добро, папа забрал маму в Дагестан, а следом за ней брата ее с мамой. Моя мама всю жизнь готовит наши горско-еврейские блюда и на джуури говорит не хуже горских евреек. Живет она сегодня тоже в Израиле.

– Действительно, очень трогательная история. До мурашек... Группа «Берур», солистом которой ты являешься, сегодня очень популярна, а благодаря вашему ролику с песней «Брат» ещё и обрела миллионы поклонников. Как вы нашли друг друга?

— Ну на самом деле все мы знакомы с детства. Но по-настоящему сблизились в Израиле, поняв на определeнном этапе, что если каждый из нас будет жить сам по себе, то очень скоро в этой стране потеряется. Ведь в Торе сказано, что на Земле Обетованной хлеб зарабатывать труднее, чем в галуте. И мы стали делить друг с другом эту жизнь во всех еe проявлениях. Радость от этого становилась больше, а если, не дай Б-г, горе, то — не таким тяжeлым. Со временем мы поняли, что от нашего единства зависит не только наше настроение по жизни, но и семейное счастье. А тут ещe и гитара — верная подруга — сыграла свою роль, она тоже нас объединила. И хоть пели и играли мы всегда, но с высоты прожитых лет уже захотелось как-то по-особому выразить свои чувства о дружбе через музыку. Мы стали собираться в Рамат-Гане, в ресторанчике моих друзей Славика и Артура, придумывали историю и начинали писать к ней слова и музыку. Всe сами. Так родилась наша первая песня «Брат». Забегая вперeд, скажу, что и все остальные песни тоже были написаны в этом ресторанчике. Но первая появилась от ностальгии по друзьям из прошлого, ведь мы очень скучали по ним. И посвятили мы еe им — дорогим нашему сердцу друзьям.

– Ну и следующий вопрос. Он напрашивается сам по себе — как возникло название группы «Берур»?

– Мы до сих пор не можем вспомнить, кто первый из нас произнeс это слово, но помню, что оно нас зацепило. А означает оно в переводе с иврита «выяснение». То есть это друг, с которым я давно выяснил отношения, с которым прошeл много дорог. К ним относится и наш дорогой Рафаэль Мардахаев. Это ещe одно братское сердце — человек, который всегда рядом и занимается, как сейчас говорят, нашим продвижением.

– Где вы записывали ваш первый альбом «Брат»?

– Оба — и первый, и второй, «Шагаем без печали», — в Москве, в студии театра на Таганке. Организатором этой записи был замечательный саунд-продюсер Леонид Каминер, который собрал великолепных музыкантов. Это был наш первый шаг в шоу-бизнесе, о котором мы, признаться, никогда не думали, потому что писали всегда для себя и для друзей.

– У группы сегодня много поклонников в разных уголках земного шара. Много стран вы объездили с гастролями?

– Достаточно много. Первая поездка была в Москву, затем в Турцию, Швейцарию, Германию, Францию... Но из одной поездки мы увезли с собой, пожалуй, самую важную для нас фразу, сказанную кем-то из слушателей: «Вы не поeте — вы молитесь...» Когда мы выступаем перед евреями, то через свои песни хотим выразить основную мысль — мы хотим единства среди евреев. Это первое. А вторая наша задача — донести до всех русскоязычных народов, что Израиль и весь еврейский народ несeт c собой только мир и тепло своих сердец.

Похожие статьи