|
Яна Любарская
Яна Любарская

«Твоя палитра неземная живёт земное удивляя». К 80-летию Мушаила Мушаилова

«Твоя палитра неземная живёт земное удивляя». К 80-летию Мушаила Мушаилова

В 2021 году лауреату государственной премии республики Дагестан, Заслуженному деятелю искусств Дагестана, члену Союза художников Израиля Мушаилу Мушаилову, неповторимое творчество которого обожает огромное число поклонников, исполнилось бы 80 лет. О том, каким человеком был этот великолепный живописец, мы поговорили с дочерью маэстро, Полиной Алхазовой ( Мушаиловой ).

***

«Папа родился 10 июля 1941 года в Дербенте, в страшное, голодное, черное, военное время. Однако, несмотря на все тяготы тогдашнего бытия, близкие старались его баловать, малыш считался среди родственников всеобщим любимчиком. Отмечу, в его семье не имелось художников, но сам он с пеленок обожал рисовать, и данный факт в полной мере определил его дальнейшую судьбу и жизненный путь», — эмоционально повествует дочь мастера.

Спустя годы, работы юного творца из Дербента неоднократно будут удостаиваться ряда наград и дипломов на детских конкурсах учащихся. Свою первую серьезную картину, портрет любимой бабушки Пурим, воспитавшей в нем любовь к искусству и творчеству, привившей мальчику тягу к прекрасному, он написал в 13 лет.

Кстати, свою дочь Полину Мушаил назвал в ее честь, и здесь следует отдельно сказать несколько слов об этой удивительной женщине, сыгравшей в биографии мастодонта особую роль. Словно пушкинская няня Арина Родионовна, она располагала перед внуком натюрморты и всячески способствовала развитию глубоких способностей мальчика. Пурим трудилась в Дербенте маляром, запомнившись горожанам своими аккуратными, фирменными побелками.

«Жизнь папы нельзя назвать очень легкой и беззаботной, скорее – наоборот. Осознав подлинную страсть к живописи, он начал серьезно заниматься академическим рисунком, отправившись поступать в художественное училище Баку, его не приняли. Тогда, отец поставил себе цель - покорить Москву, которая, как известно, «слезам не верит». Без денег и связей в златоглавой, отважному дербентскому пареньку пришлось весьма непросто, но сдаваться он не собирался, в итоге - успешно окончил Московское художественное училище памяти 1905 года, куда поступил с третьего раза, после — Художественный институт им.Сурикова», — продолжает наша собеседница.

Мушаилов-старший всей душой обожал аутентичный Дагестан, изумительно точно передавая на картинах его сочный, насыщенный, пестрый колорит, знал джуури, мог в полной мере продемонстрировать зрителю особый дух кавказского пейзажа, через который легко прослеживается быт горско-еврейского народа, его славные, древние обычаи и традиции.

13_женщины дагестана фронту.jpeg

Немало полотен харизматичного живописца связано с войной. Важно подчеркнуть, что на его картинах трудно встретить некие батальные сцены, кровавые бои, столкновения военной техники и полыхающие поля сражений с горой убитых. Он передавал происходящее в начале роковых сороковых через скорбящие, печальные образы простых смертных, по которым, удушающим дымом пронеслось эхо войны, речь идет о таких его знаменитых работах, как «Баллада о солдате», «Женщины Дагестана — фронту», «Чёрные шали матерей», выполненные умеренными, приглушенными красками. Кстати последнюю, написанную в 1978-м году, приобрела в свою коллекцию Третьяковская галерея.

Он терпеливо работал, постепенно двигаясь вперед, стремясь к крупным, монументальным творениям, хотя прежде изучал мультипликацию, ковроделие, в итоге, отдал предпочтение огромным полотнам. А еще, прекрасно пел, когда-то написав виртуозный портрет своей младшей дочери Лианы, где малышка позирует с яблоками в руках, с удовольствием сочинял стихи, посвящал своему чаду оригинальные поэтические произведения, которые Полина Алхазова ( Мушаилова ) издала в виде каталога.

3_дербентская сюита.jpeg

После учебы в Москве вернулся в Махачкалу, долгое время преподавал в Махачкалинском педагогическом институте, на кафедре изобразительного искусства, выпустил немало талантливых учеников, являлся ответственным секретарем на вступительных и государственных экзаменах в местном художественном училище. Через свои любимые дагестанские улочки, Мушаил прививал студентам патриотизм, горячую любовь к своей малой Родине. Все, что связано с Кавказом – абсолютно его тема. В начале 90-х, когда наступила повсеместная разруха, он уехал в Израиль, где прожил восемь лет. Все его уникальные сюжеты теперь крепко накрепко переплелись с Иерусалимом, а его последняя, очень сильная работа, носит название — «Репейник».

Он почему-то ассоциировал свое нахождение на Святой Земле с этим колючим растением - отшельником, чувствуя себя после репатриации немного «белой вороной», хотя вступил в Союз художников Израиля.

Несмотря на то, что нашему герою из Дагестана очень импонировало еврейское государство, ему порой казалось, что в стране молока и меда неверно трактуют его красочные работы, при этом, Мушаил Ханухович действительно обожал свой народ, старался донести культуру горских евреев и до израильтян, но его больно ранило непонимание, некоторая разница в менталитетах.

«После совершения репатриации, отец начал писать больше натюрмортов, пейзажей, из его картин того периода – «Старый город Яффо», «Стена Плача», «Шаббатный стол», — объясняет дочка.

Живя на ближневосточной съемной вилле, Мушаил Мушаилов написал серию тематических картин, теперь уже больше связанных с религиозным течением, с Израилем: «Созерцаю его творения не как зритель, а как близкий человек, пытаясь уловить, о чем он думал в момент их рождения, что чувствовал, причем в каждом его изображении можно найти некую нотку философии, папе несомненно можно дать определение философского, самобытного творца», — добавляет представительница знатного рода Мушаиловых.

Сама Полина тоже является творческим человеком, преподает музыку вот уже 10 лет, с радостью выбрала эту профессию, закончив музыкальное махачкалинское училище им. Гасанова по классу фортепиано. Вместе с папой они порой совместно музицировали, у Мушаиловых вообще – веселая, креативная, теплая, творческая семья. Внуки маэстро нередко позировали своему дедушке, не чая в нем души, и это было взаимно. До отъезда из России, государство выделило Мушаилу Хануховичу в Махачкале шикарную мастерскую, куда часто приглашались его друзья - художники, театральные артисты, знакомые из богемы. Кстати, его братья тоже стали художниками, а вдова Мушаила и его верная соратница, бессменная помощница, сегодня живет в Израиле, вместе с мужем они достойно вырастили четырех дочерей.

«Средний брат папы Александр Мушаилов тоже выбрал профессию художника, отлично реализовался в своей специальности, до отъезда в Израиль трудился в Дербенте, в татском и лезгинском театрах декоратором, преподавал в общеобразовательной дагестанской школе ИЗО и черчение. Какое-то время назад, трагически погиб под колесами автомобиля в городе Сдерот», — продолжает рассказ дочь Мушаила.

Асаф Мушаилов, младший брат нашего героя, тоже выдающаяся личность — канадский русскоязычный писатель, поэт, член Союза писателей Израиля ( кавказской секции), осевший в Торонто.

Родственники долго думали, что написать на могиле его старшего ушедшего брата, попросив помочь как раз Асафа, обладающего дивным литературным даром, и тот сумел выразить всю гамму чувств к родному человеку одной потрясающей фразой, украсившей захоронение — «Твоя палитра неземная живёт земное удивляя».

Сегодня, половина работ виртуоза находится в Махачкалинском музее изобразительных искусств, его знаменитая картина “Черные шали матерей” долгие годы хранилась в Третьяковской галерее, после чего Музей Дагестана выкупил ее обратно. Любопытно, что супруга Расула Гамзатова, искусствовед Патимат и ее знаменитый муж, близко общались с Мушаилом. Культовый аварский поэт, переводчик, прозаик, публицист лично приходил в мастерскую живописца, позировал ему, и десять картин данной серии подарено местному музею.

Мушаил Мушаилов слыл очень ярким, талантливым профессионалом, сильным, обаятельным, неординарным и энергичным. Друзей согревали его артистические качества, многие были уверены - он мог бы стать хорошим артистом. «Горжусь, что об отце снята документальная кинолента под уже известным читателю, звучным названием - «Твоя палитра неземная живёт земное удивляя», подробно рассказывающая о его деятельности. Радостно, что слава, уважение, признание пришли к нему уже при жизни, его многочисленные выставки — явное тому подтверждение», — позитивно завершает нашу беседу Полина.

Несомненно, потрясающий Мушаил Ханухович Мушаилов оставил в сфере искусства свой большой, глубокий след, героически пройдя свою длинную, тернистую, извилистую дорогу судьбы, от простого дербентского мальчишки из народа до маститого маэстро со своим отлично узнаваемым стилем работ, пополнив элиту нации. В преддверии его юбилея, Полина Алхазова ( Мушаилова ) мечтает собрать все папины картины воедино и начать активно готовиться к столь торжественному событию заранее.

Похожие статьи