|
Хана Рафаэль
Хана Рафаэль

Семен Инотаев: легенда горских евреев Нальчика

Семен Инотаев: легенда горских евреев Нальчика
Семен Инотаев справа

Горским евреям родом из Нальчика хорошо знакомы представители рода Инотаевых, среди них особое место занимает ветеран войны Семён Инотаев, которого ещё при жизни называли человеком-легендой.

Семён Инотаев родился 7-го января 1908 г. Ему исполнилось семь лет, когда началась Первая мировая война. Когда на Кубани вспыхнула гражданская война между Красной Армией и белогвардейскими частями генерала Деникина, в большинстве своем мужчины Джеганеса находились на службе в Красной Армии. Что и подстегнуло одного из казачьих белогвардейских офицеров, Шкуро, сформировать сотню бойцов и послать их в это село, чтобы устроить погром среди ночи. Они расстреливали спящих людей и сжигали дома, лишь те, кому удалось сбежать, спаслись. Среди них была и семья Инотаевых: они после погрома переселились в станицу Невинномысская.

В июле 1918 г. в жестоком сражении против генерала Деникина погиб командир Кавказской дивизии КА, генерал Балаханов, и вместе с ним несколько горских евреев, среди которых был Аким Борисович (Агуво Бисроевич) Инотаев. Он оставил вдовой жену с четырьмя малолетними детьми. Трудно представить, что пережила семья, лишившись кормильца, его супруга не получала никаких положенных пособий как вдова погибшего солдата, и плюс ко всему не имея работы. К тому же первые годы советской власти были засушливыми и неурожайными, начался голод.

Говорят, когда приходит одна беда, за ней сторожит уже другая. В 1921 году от голода и тифа скончалась мать Семёна, а через месяц пропала 5-летняя сестренка Юто. Жители станицы помогали сиротам искать младшую сестренку, и вскоре нашли окоченевшее тельце малышки на могиле её матери. В 14-летнем возрасте Семён остался за старшего в семье для своих сестёр: 10-летней Марии и 8-летней Шуры. Чтобы как-то выживать, ему приходилось ходить на рынок, но и там собиралось немало голодных сирот. Тогда подросток стал ходить по домам и выпрашивать у сердобольных соседей подаяние. По соседству с ними жила вдова его дяди с сыном, 12-летним Алёшей Инотаевым. С ним они стали собирать подаяние на станции Минводы, ходили по вагонам и пели, выпрашивая таким образом продукты.

Девочки, по совету соседки, научились немного готовить из добытых продуктов. Малышка Шура старалась помочь старшей сестренке в этом, и как-то раз пошла за водой к колодцу, но ведро было переполнено, её перевесило и девочка упала в воду. Рядом не было никого, чтобы спасти сиротку. Так на кладбище, рядом с матерью и сестренкой Юто, появился ещё один холмик погибшей Шурочки.

Еврейские праведники говорят: «Всевышний посылает человеку столько испытаний, сколько он может выдержать…» Тяжелое потрясение испытал подросток, когда от рук бандитов погиб его двоюродный брат Алёша, вместе с которым он добывал пропитание. Он встал на защиту одной пожилой женщины в поезде, у которой воры унесли чемодан, за что и поплатился жизнью. Они сбросили подростка с поезда на ходу на встречу другого поезда. Семён рыдая, укрыл под деревом погибшего друга и, добравшись, домой, с горечью сообщил об этом его матери. Вскоре они вернулись уже на подводе и забрали тело мальчика. После этого случая сестра Мария, стала умолять брата найти работу и перестать попрошайничать. Но как подростку можно было найти работу, когда и взрослым мужчинам это не удавалось. Вскоре Семёну и Марии посчастливилось встретить доброго человека. Шёл 1923 год. Как-то, бродя по рынку в поисках еды, мальчик стал громко напевать песню:

Там в саду, при долине, громко пел соловей,

А я мальчик на чужбине, так далёк от людей.

Позабыт, позаброшен, с молодых юных лет.

Сиротою остался, счастья-доли мне нет…

Эти слова не оставили равнодушным пожилого человека, Абубакера Дзыбу, который торговал мукой, и поинтересовался, почему мальчик просит подаяние и где его родители. Узнав, что мальчик сирота, он предложил ему переехать вместе с сестренкой жить к ним в село Кувинское, где обещал и работу. Они с женой были бездетной парой, и им нужны были помощники для ухода за домашним скотом, да и помощь по домашнему хозяйству. Он пообещал кормить подростков и платить Семёну 15 рублей в месяц. Три года прожили у добрых людей сироты. Это было время зарождения комсомольской организации, куда и вступил горский еврей С. Инотаев. Вскоре его зачислили в отряд по борьбе с бандитизмом, созданный для уничтожения банды Ногаева.

Демобилизовавшихся после ликвидации банды комсомольцев направили учиться в школу крестьянской молодёжи г. Черкесска. Во время каникул Семён брался за любую работу, и к тому же получал стипендию. Жизнь стала налаживаться, Мария вышла замуж, а он продолжил учебу в Горском кооперативном техникуме. В этом учебном заведении Семён Инотаев был избран секретарём комсомольской ячейки. По окончании техникума получил направление на работу в управление потребсоюза г. Нальчика.

Вместе со своим дядей, Сафроном Израевым, Семён Инотаев стоял у истоков зарождения села Богдановка. На собрании родной общины в Грозном было принято решение обратиться к руководству Северокавказского края с просьбой о выделении земли для семей горских евреев, проживающих в отрыве друг от друга в разных городах и селах Северного Кавказа. С этим письмом поехали в Ростов Игнат Инотаев и Сафрон Израев. Через год пришёл ответ с уведомлением, что для общины горских евреев выделено 4000 га пахотной земли. К 1932 году там обосновалось 55 семей горских евреев, и возникла необходимость дать колхозу и поселку название. С разрешения райисполкома село было названо в честь председателя крайисполкома Богданова, расстрелянного бандой Ногаева. А колхоз, образовавшийся вскоре, назвали «Дружба». Число семей горских евреев стало увеличиваться с каждым годом. Как известно, в сентябре 1942 году от рук фашистских захватчиков в этом селе погибло 472 горских евреев.

До начала войны Семён Акимович Инотаев сделал неплохую карьеру. В 30-е работал бухгалтером-ревизором в селе Гундели Эльбрусского района. В это время его сестра Мария и супруга Хивит проживали в Нальчике и настояли на то, чтобы он тоже переехал жить туда. В Нальчике он начал работать заместителем директора фабрики национальных изделий, возглавлял которую его друг Аврум Шамилов. Спустя некоторое время обком ВКП (б), отметив организаторские способности и деловые качества Инотаева, назначил его уполномоченным Всекопремлессоюза по Кабардино-Балкарской АССР.

С первых же дней войны служил Семен политруком. Емубыло поручено подготавливать мобилизацию граждан в комплектации стрелковой бригады для отправки в 9-ю армию, защищавшую Ростовскую область и Кавказ. А через месяц его назначили замкомандира роты по политчасти 62-стрелкового полка и секретарем бюро ВЛКСМ полка.

22 октября 1941 г., вместе со старшим лейтенантом Марковым, Семёну Инотаеву было поручено сопровождать товарный поезд из 14 вагонов в составе 240 солдат и сержантов 24 стрелковой бригады в город Батайск. После прибытия в этот город начался воздушный обстрел, первым погиб старшина Марков, а Семёна сильно конфузило, глаза обволокло кровью, он ничего не слышал и не видел. Три месяца лечения в госпитале посёлка Авчалы (Грузия), после чего опять на фронт, в свою стрелковую бригаду, куда он был уже зачислен инструктором политотдела.

После возвращения с фронта в 1947 году, уже в звании майора, Семен был направлен на работу в город Воркуту начальником НКВД, в 1949 году забрал туда жену и троих детей. По выходу на военную пенсию возглавлял Печоршахтострой, до 1971 года является почётным гражданином Воркуты. В 1972 году вернулся в Нальчик.

Безымянный.png

За годы гражданской и двух мировых войн Семён Акимович потерял 30 своих родственников. Три семьи из рода Инотаевых были заживо погребены в Богдановке. Семён Инотаев стоял у истоков зарождения этого села и колхоза «Дружба», а в послевоенные годы занимался исследованием Холокоста горских евреев. Он был одним из организаторов первого и второго памятников жертвам нацизма в Богдановке. В 1997 г., приехав по гостевой визе в Израиль, он привёз список, погибших в этом селе горских евреев и видео открытия памятника и митинга памяти в музей Яд Вашем. В этом музее в настоящее время установлена памятная стела, посвященная горским евреем, заживо погребенным в селе Богдановка. Семён Акимович всегда был в первых рядах ветеранов войны на Дне Победы, которые проходили в Нальчике. Он ушел из жизни в возрасте 90 лет, в 1998 г. и похоронен в столице КБР.

Похожие статьи