|
Хана Рафаэль
Хана Рафаэль

Эммануил Дадашев: «Я потомок знаменитых виноградарей и виноделов»

Эммануил Дадашев: «Я потомок знаменитых виноградарей и виноделов»

Род Дадашевых хорошо известен среди горских евреев Дагестана. Одним из самых заметных представителей этого рода, безусловно, является крупный промышленник и миллионер Авраам Натан Дадашев. Ныне его потомки проживают в разных странах мира. С одним из них, москвичом Эммануилом Дадашевым, мне удалось недавно познакомиться и задать ему несколько вопросов.

- Уважаемый Эммануил Нувахович, обычно интервью начинается со знакомства, расскажите, пожалуйста, немного о себе.

- Я родился в 1933 г. в древнем городе Дербенте в многодетной семье,. Мой отец, Нувах Рувинович, происходит из известного тухума (рода) Дадашевых, а мать, Эсфирь, — урожденная Ханукаева. В школьные годы увлекался фотографией, посещал в доме пионеров фотокружок, где освоил профессию фотографа. У моего отца в то время был фотоаппарат «Фотокор», с которым я не расставался и фотографировал все подряд: своих друзей, торжества, сады, виноградники и спектакли татско-еврейского театра. Со временем сделал подборку фотографий и мечтал по окончании десятилетки поехать в Москву поступать на операторский факультет ВГИКа. Но мать отговорила ехать в столицу: мол, в семье восемь детей, и нелегко жить, ведь я, же старший и должен помочь.

В школьные годы я увлекался и музыкой, учился играть на таре, который приобрели для меня родители. Преподавал мне знаменитый тарист Рамазан-даи, а после его ухода из жизни — Саадия-даи. Понемногу стал играть на таре на днях рождениях друзей и предсвадебных торжествах, пока мне не наняли педагога по классу фортепиано, Тамару Никитичну.

- Самые дорогие люди для каждого человека — это члены семьи, а если заглянуть в детство, конечно же, почетное место в этом списке принадлежит нашим дедушкам и бабушкам…

- Мы жили патриархальной многодетной семьей. У меня было два брата, Рахман и Борис, и пять сестер: Дарижанна, Тамара, Светлана, Белла и Алла. В нашем доме жила прабабушка Биче Ханукаева, бабушка Овгоил Дадашева-Ханукаева и дедушка Рувин Дадашев. 1959 год — знаменательное событие в моей жизни: женитьба на уроженке Баку Эсфирь (Истир) Баазовой, выпускнице Азербайджанского института нефти и химии. У нас двое детей, дочь Маргарита и сын Руслан (Рувин), внуки и правнуки. Моя супруга — дочь Бааза Баазова, ветерана войны и главного раввина горско-еврейской синагоги Баку. Его супруга, Агия, — из известного рода Агабабаевых (Красная Слобода). Среди известных представителей нашего рода: народный сказитель (ашуг) Хизгиё Эми Дадашев, известный поэт Манувах Дадашев. Мой двоюродный брат Михаил Борисович Дадашев, известный писатель, доктор экономических наук, работал в Дербенте начальником управления, генерал налоговой службы. Живет в Москве. Михаил — член Союза писателей России и народный писатель Республики Дагестан. Мой внук Леви Нисимов, живущий в Израиле, сегодня уже молодой раввин. Женат, имеет пятерых прекрасных детей: Дебору, Эльягу, Биньямина, Пейсаха и Эстер.

Меня назвали в честь деда по матери Эммануила Завалуновича Ханукаева, который трагически погиб в возрасте 26 лет. Мне было восемь лет, когда началась Великая Отечественная война и в Дербент стали прибывать эшелоны с эвакуированными семьями и ранеными. Они заняли нашу школу №115, а нас перевели учиться на железнодорожный вокзал, в вагоне без колес. В первые годы войны фашисты усиленно рвались захватить Грозный и Баку — районы, где добывалась нефть. Мой отец Нувах собирался строить балкон во дворе нашего дома, но все собранные им пиломатериалы передал на возведение баррикад, ведь на подступах города уже рыли окопы. А из оккупированного Нальчика приехала к нам его сестра Турунж с тремя дочерьми (Соней, Зиной и Асей), их дом разбомбили немцы, но им посчастливилось вовремя эвакуироваться.

- Как мне известно, вы имеете несколько званий: учёный-агроном, виноградарь-винодел, кандидат биологических наук. К тому же вы являетесь составителем книг «Долгожданное возвращение…» и «Дербент: от прошлого к настоящему».

- По окончании 10-го класса в 1952 г. я поступил в Дагестанский сельхозинститут. Пытался попасть на виноплодоовощной факультет, но не прошёл по национальному конкурсу, поэтому выбор пал на агрономический факультет. Защитив диплом, получил назначение на работу в Сталинградскую область, но оттуда прибыла телеграмма, что у них нет вакантной должности. Может, это было и к лучшему: я вернулся домой и в 1957 г. был принят на работу на Дербентскую опытную станцию виноградарства и овощеводства и как ни странно — на должность старшего лаборанта отдела виноделия. Заведующим отделом технологии вина на станции в 50-60-е гг. работал кандидат наук Шалум Аронович Абрамов, у которого я научился основам виноделия, за что ему весьма благодарен. Со временем он стал доктором биологических наук, профессором, Заслуженный деятель науки Российской Федерации и Республики Дагестан, действительный член Академии технологических наук России и Международной академии виноградарства и виноделия.

А через год меня назначили на должность младшего научного сотрудника в этом же отделе. В 1960 г. поступил в аспирантуру при Азербайджанском научно-исследовательском институте садоводства, виноградарства и субтропических культур, в отдел биохимии растений. Учёбу в аспирантуре закончил на полгода раньше. В 1965 г. я защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата биологических наук на заседании учёного совета биологического факультета Азербайджанского Государственного университета имени С.М.Кирова. Тема: «Биологическое обоснование к технологии приготовления вин типа херес в условиях Азербайджана».

- Скажите, пожалуйста, уважаемый Эммануил Нувахович, а по каким направлениям, проводилась ваша научная работа по виноделию?

- Во-первых, горжусь тем, что я потомок известных виноградарей и виноделов, владельцев винных заводов и плантаций виноградников — тухумов Дадашевых и Ханукаевых. Хочу немного напомнить об одном из них, Юсуфе Ханукаеве, который одним из первых основал в Дербенте небольшой винный завод и завёз из Европы несколько высококачественных сортов винограда, чем расширил местный ассортимент. Моя научная работа по виноделию проводилась по двум направлениям:

*1 изучение химико-технологических свойств разных гибридных сортов винограда, созданных известным селекционером Марией Яновной Пейтель. В последующем эти сорта винограда представлялись на утверждение как перспективные местные сорта. Этими исследованиями занималась старший научный сотрудник Софья Даниловна, супруга директора коньячного комбината Закоя Савиевича Семёнова;

*2 было связано с изучением виноградарских ресурсов Дагестана для разработки научных основ и биотехнологии производства вин типа «херес». По этой теме я работал на протяжении сорока лет.

Начинал свои исследования, на Дербентском винзаводе, где был создан небольшой цех по выработке этого типа вина, от зональной опытной станции виноградарства и овощеводства. Но со временем, в связи с созданием на базе винзавода шампанского производства, «хересный» цех был ликвидирован. В 1960 году я обратился к директору коньячного завода Закою Савиевичу с предложением открыть на базе комбината цех по выработке вин типа «херес». В настоящее время вино «Херес Дагестанский» славится во многих странах СНГ. А на международных и местных дегустациях и выставках это вино получает заслуженно высокие оценки и награды. В 1960 г. меня премировали приказом Дагестанского научно-исследовательского института сельского хозяйства за успешное внедрение в производство нового типа вина «Дагестанский херес». В эти же годы я являлся внештатным корреспондентом дербентской газеты «Знамя коммунизма», в которой публиковались мои статьи о разных предприятиях нашего древнего города.

Хочу выразить особую благодарность генеральному директору Дербентского коньячного комбината Павлу Ягутиловичу Мишиеву за грамотное и высококвалифицированное руководство таким большим коллективом высококлассных специалистов. А самое главное — за то, что он продолжил работу цеха по выработке вин типа «херес».    

Похожие статьи