Пандемия сильно ударила по индустрии шоу-бизнеса, оставив без работы многих артистов по всему миру. Израиль не стал исключением. Однако пример нашего героя, известного артиста Мануэля Исакова, демонстрирует, что, обладая оптимистическим настроем, позитивом в душе, творческой жилкой, верой в лучшее, переживать даже самые смутные, тяжелые времена гораздо легче. О том, что сегодня происходит в жизни Мануэля, чем увлекаются его дети, как он преодолел долгий израильский локдаун и как еврейское государство поддержало своих артистов и певцов в этот непростой период, — в нашем откровенном интервью.
- Мануэль, для тех, кто о вас еще не знает, поделитесь, пожалуйста, подробностями своей творческой биографии.
- Родился в Баку 22 сентября 1979 года. Учёбу в школе №200 совмещал с занятиями в музыкальной школе имени Гагарина и в танцевальных кружках при доме детского творчества. Пою с ранних лет, принимал участие во всех праздничных школьных мероприятиях и выступал в семейном кругу. В 18-летнем возрасте репатриировался в Израиль, это произошло впервые в 1994 году, когда я жил в кибуце под Ришоном-Ле-Ционом. Отучился на Ближнем Востоке три года, с 1995 года начал записывать свои первые песни, у меня до сих пор сохранились эти кассеты. Потом вернулся в Баку — там оставались родители. Впоследствии вернулся на Святую Землю, уже с семьей, получив гражданство в 1998 году. После окончания школы служил в ЦАХАЛе, далее окончил колледж.
В 2005 году вышел в свет мой первый альбом под названием «Счастливый миг», затем опубликовал пластинку своих авторских песен. В 2007 году вышел мой музыкальный альбом под названием «Райский сад», записанный в Израиле на музыку известного композитора Эльчина Иманова и на слова Шауля Симан-Тов.
В 2008 году я выпустил альбом «Новый год», в 2009-м — диск под названием «Турецкие хиты», а затем — «Сердца любви». В 2012 году я впервые выступил с сольным концертом в Израиле. Затем был альбом «Звёзды» (2013), а в 2015 году я снял клип на свою песню под названием «Yehudimehllesi» («Еврейские дворы»). Съемки проходили в моем родном Баку, мы, надеюсь, сумели передать уникальную ауру старого города. Также в 2015 году в Москве, был снят клип на мою песню «Художник», затем свет увидел мой альбом «Лунная».
До пандемии я активно гастролировал по России, выступал в США, Канаде, Англии, Германии, Азербайджане. Имею многочисленные награды и дипломы, в том числе — за участие в благотворительных концертах горско-еврейской общины. Сегодня, несмотря на пандемию, продолжаю посвящать свою жизнь творчеству, стараюсь радовать свой народ в грустные и светлые дни. Не изменяю своим традициям, верю в Б-га, люблю свою семью, друзей и поклонников.
- Сейчас Израиль восстанавливается после пандемии. Каково сегодня израильским артистам и всем представителям отрасли шоу-бизнеса?
- У нас потихоньку возобновилась работа, начали приглашать на торжества. В большой степени мы снова трудимся, так сказать, «офлайн, выступаем по всему Израилю, а вот разрешений на вылеты пока нет. Каких-либо ограничений на вечера на территории нашей страны также не наблюдаем. А во время пандемии, разумеется, мы не выступали, вся наша концертная деятельность проходила в онлайн-режиме, причем бесплатно для всех наших зрителей. Стремился тогда немного поднять настроение людям, так как у всех оно было подавленным. Также мы давали небольшие выступления на частных виллах, во дворах, как-то перебивались. Конечно, ничего грандиозного. Еврейское государство в этот трудный период поддержало своих артистов, не оставив нас в обиде: нам выдавали минимальные пособия, чтобы мы могли поддержать себя и свои семьи.
- Раз уж мы все больше говорим о ковиде, вы переболели или вакцинировались?
- Сделал прививку Pfizer.
- В каком городе Израиля живете, за что любите его?
- С женой, сыновьями и дочкой живем в Нетании. Двое старших сыновей — школьники, а дочка ходит в садик, но лишь иногда, когда ей захочется. (смеется*) Нетания — красивый туристический город. Я поселился на побережье Средиземного моря, именно в этом месте, так как сам вырос у Каспийского моря, и здешние пейзажи, морские просторы невольно напоминают о моей малой родине, о Баку. Здесь, в Нетании, рядом со мной, обрело свой дом немало бакинцев, выходцев с Кавказа.
- Здорово!
- Хочу добавить, что наша горско-еврейская община много для меня значит. До пандемии община джууро в Израиле постоянно организовывала концерты — в честь каждого праздника или события. Сегодня подобных мероприятий стало гораздо меньше. Я же — всегда нахожусь в кругу общины, где бы ни был, не только в Нетании, но и по всему Израилю. Можно сказать, я человек общины. Посещаю их по всей нашей стране, а сотрудники общин ценят мое внимание, часто приглашают на свои мероприятия — лекции, концерты. В нашей семье также всегда соблюдались горско-еврейские традиции. С самого моего рождения, еще в Баку, о чем помню до сих пор, мы справляли все еврейские праздники: Рош а-Шана, Хануку, Песах, Пурим, Шавуот, а ныне продолжаем делать это уже в Израиле, захватив частичку кавказских традиций на Святую Землю.
- Откуда черпаете силы для творчества?
- Стараюсь быть оптимистом, радуюсь природе, солнце, воздуху, семье, детям. Искренне считаю, что жизнь — прекрасна! Восхищаюсь своим народом, чувствую свое назначение — творить для своих собратьев, благодарен Всевышнему, что Он дал мне возможность радовать людей. Музыка, песни — это моя жизнь, мое назначение от Б-га — дарить слушателям радость и счастье. Не представляю себя без музыки и творчества.
- А можете ли сочинять песни без настроения?
- Могу. Когда нет настроения, в голову иногда приходят ностальгические строки о моей малой родине.
- В честь кого вас назвали Мануэлем?
- В честь моего дедушки, которого звали Манахим, а мне дали более современное имя.
- Занимаются ли ваши дети музыкой?
- Старший сын играл на скрипке, но из-за пандемии уроки временно прекратились. Младший поет, мы с ним даже записали несколько песен, наш совместный клип на одну из них есть на YouTube.
- Вы сами создаете композиции для себя или вам пишут другие?
- Есть песни, которые пишу сам, когда приходит Муза, а другие сочиняют для меня знаменитые авторы, композиторы. Существует десяток известных композиций, которые я написал сам. Сегодня, когда мы выпускаем новый альбом, то активно представляем слушателям одну песню, даем ей время на раскрутку, а впоследствии занимаемся второй, третьей и т.д. Сейчас диски почти не продаются, вся музыка сразу уходит в интернет.
- По инициативе Президента Фонда СТМЭГИ Германа Захарьяева в еврейский календарь включена дата 26 Ияра. Есть ли ветераны в вашей семье?
- Да, у нас в роду есть ветераны. У меня воевали дедушкины братья, сам дедушка тоже побывал на войне и выжил, на момент нападения немцев он был совсем маленьким. Мой прадедушка с маминой стороны считается без вести пропавшим. В нашей семье всегда отмечали 9 мая. При этом, выражаю большую благодарность Герману Захарьяеву. Он добился того, что в Израиле тоже начали отмечать этот день. Раньше здесь его праздновали только выходцы из бывшего Советского Союза, а остальные израильтяне, в общем-то, не знали об этой священной для нас дате. А после нововведения Германа Захарьяева 9 мая (26 Ияра) в Израиле отмечают и на улицах, и по телевидению, и по радио. В разных городах страны проходят торжественные парады ветеранов, когда наши защитники с гордостью надевают свои ордена и медали и выходят на улицы.
- Каковы ваши рабочие цели на ближайшее время?
- В ближайшее время планирую дать крупный концерт в Израиле, чего давно не происходило из-за коронавирусных ограничений. Буду и дальше сочинять новые песни и радовать своих слушателей. Во время пандемии мне не удалось их записать и публично исполнить, так как все студии звукозаписи были закрыты. Скоро выпущу новые композиции, новые клипы. Одним словом — все самое интересное у меня и у моих поклонников еще впереди!
- Желаем удачи!