|
Гарри Канаев

«Последняя верста» Евгения Исакова

«Последняя верста» Евгения Исакова

«Последняя верста» — так называется книга Евгения Исакова — выдающегося дагестанского тренера по футболу, человека особого поэтического дара, воспитавшего замечательную дочь — известную российскую актрису театра и кино Викторию Исакову.

– Евгений Герцелевич, примите самые искренние поздравления с 75-летием. И давайте поговорим с вами о самых знаковых событиях вашей жизни. Начнем с хасавюртовских двориков.

– Хасавюрт — малая родина моей мамы. Отец родом из Грозного, где родился и я. Но вырос — да, в Хасавюрте. Родители переехали туда, когда мне исполнился год. И до 1989 года моя жизнь была связана с этим городом. Тогда же я увлекся и футболом. И не просто увлекся, а уже мечтал стать футболистом. В результате меня пригласили играть во 2-ю юношескую сборную города, потом в 1-ю, а затем и во взрослую. Потом я ушел в армию — ушел в 22 года, так как из-за болезни матери мне время от времени давали отсрочку. А по возвращении, когда вышел на стадион после долгого перерыва, я понял, что навык немного потерян. Тренером тогда был Гаджи Муслимович Гаджиев — будущий заслуженный тренер РСФСР. Я стал тренироваться, со временем набрал форму. И однажды сказал себе: «Я буду тренером этой сборной!».

– Как восприняли это решение окружающие?

– Посмеивались надо мной. Но я твердо шел к свой цели и в 1976 году поступил в Московский государственный институт физической культуры. По окончании его приехал в Хасавюрт, и мне предложили стать тренером сборной города.

– Таким образом, поставленная цель была достигнута? Вы, по всей вероятности, были первым горским евреем, оказавшимся на таком посту?

– Да. И не только в Хасавюрте, во всем Дагестане.

– Как долго вы тренировали футболистов?

– До 1987 года. Потом мне стало интересно работать с детьми. Это было моим новым спортивным кредо. А  уже в 1989-м пришло время подумать о своих детях  — об их учебе. И мы всей семьей переехали в Москву. Все мои дети талантливы, и каждый в своем направлении. Сын занимался дзюдо. Дочь Виктория поступила в ГИТИС.

– Как было вами воспринято желание дочери стать актрисой?

– Я не хотел. И сказал: «Помогать не буду. Сама поступишь — поступай». Она сама и поступила, на эстрадный факультет. А потом перевелась на актерский. Но на этом не остановилась и пошла учиться в Школу-студию МХАТ, стала сниматься в фильмах. В этот же период мне предложили работать в «Анжи».

– И опять ваши пути с Гаджи Муслимовичем сошлись?

– Совершенно верно, за что я ему очень благодарен. С «Анжи» мы вышли в Высшую лигу. Это было замечательное время. Но все рано или поздно заканчивается, закончился и этот период работы, от которой я получал огромное удовольствие.

– Мне не терпится поговорить с вами о поэзии, точнее о том, какое место она занимает в вашей жизни сегодня и когда вы сделали свои первые шаги на этом поприще.

– Еще в школе. Вместо обычного сочинения по литературе я решил написать его в стихах. По литературе поставили «5», по русскому — «3». Это было настолько необычно, что меня попросили прочитать их вслух. Все закончилось аплодисментами. А потом уже стал писать эпиграммы.

– Может, вспомните какой-нибудь эпизод, который стал для вас источником вдохновения.

– Я как-то прочел новеллу историка Булача Гаджиева о Шамиле, в которой подробно описывается история его встречи с князем Барятинским. Это вдохновило меня на поэму о Шамиле, которую я написал за три дня, за что впоследствии получил Орден Всемирного фонда имама Шамиля.

– А где вручали награду?

– В Хасавюрте, 26 июня 2007 года. Это был своего рода творческий вечер, но назвали его «Встреча с друзьями».

– Кстати говоря, в общине хорошо помнят, как вы прочли эту поэму наизусть со сцены зала «Амфитеатра» в МЕОЦе в 2013 году.

– Да, и сегодня эта поэма вошла в мою книгу «Последняя верста».

– В вашем творчестве есть место и еврейской теме, ей посвящена «Баллада и шолиахе».

– Да, это большая поэма о еврейском мальчике, у которого был побратим, который впоследствии его предал. Это довольно длинная история.

– Давайте вернемся к разговору о вашей дочери. Какие из ее ролей вы особенно любите?

– В фильмах «Остров», «Оттепель», «Убить дважды». Поразила ее работа в фильме «Один вдох». Виктория ныряла во время съемок на глубину девять метров — не побоялась.

– Лично мне очень понравилась ее работа в фильме «Зеркала», где она играла Марину Цветаеву.

– Да, это потрясающий фильм. По отзывам совершенно разных людей — знакомых и незнакомых, — фильмы с ее участием, как правило, бывают успешными. Остается только радоваться.

– А вместе с вами эту радость разделяет и наш народ — народ горских евреев. И вы взаимно можете гордиться друг другом — отец дочерью, дочь отцом. Самые наилучшие пожелания вам, Евгений Герцелевич.

Похожие статьи