|
Ирина Михайлова
Ирина Михайлова

К Всемирному дню экскурсовода: Иосиф Бесандилов — ведущий гид Дербента

К Всемирному дню экскурсовода: Иосиф Бесандилов — ведущий гид Дербента

21 февраля отмечается Всемирный день экскурсовода. Иосиф Бесандилов родился в 1954 году в Дербенте, окончил Дагестанский политехнический институт в Махачкале. После первого курса 18-летнего Иосифа призвали в ряды Советской Армии, он отслужил два года на Дальнем Востоке. Иосиф Рафаилович — инженер-электронщик, по специальности работал с 1983 года на Дербентском заводе шлифовальных станков, был старшим инженером, начальником отдела по ремонту и обслуживанию станков с программным обеспечением. В вечернее время Иосиф Рафаилович преподавал в станкостроительном техникуме при заводе.

В настоящее время Иосиф пишет интересные рассказы, с которыми можно познакомиться в ЖЖ и на его странице в Фейсбуке. У Бесандилова есть еще много увлечений, среди которых путешествия и фотография. На его странице в Фейсбуке можно увидеть интересные фотографии, сделанные во время походов с семьей. Любовь к путешествиям у него возникла не сегодня, но стала однажды еще и средством заработка.

Был период в его жизни, когда он работал в туристическом бюро в родном Дербенте. Я попросила Иосифа рассказать об этом, и он любезно согласился.

«Туристическая фирма в Дербенте была одна и находилась на улице Коммунаров, около типографии, а мы жили в одном квартале от нее. Между нашим домом и турфирмой находилось здание милиции. В восемь утра милиционеры становились в ряд, старший лейтенант давал им задание, определял их задачи на предстоящий день. Если не ошибаюсь, эта процедура называется "развод". Во время “развода”, естественно, нужно было внимательно слушать и смотреть на “разводящего”. Но стоило появиться одной красивой женщине, как взгляды милиционеров устремлялись совсем в другую сторону. Красота — страшная сила. Этой красивой женщиной была директор туристической фирмы Людмила Николаевна Гильядова. Чеканя шаг, она шла на работу. В Дербенте принято здороваться с людьми, с которыми встречаешься ежедневно. Я здоровался с Людмилой Николаевной. А 18 августа 1993 года Людмила Николаевна, в очередной раз встретив меня на улице, пригласила на собеседование. "Мне нужен такой человек, как ты, я думаю, мы с тобой сработаемся", — сказала она. К сожалению, несколько лет назад Людмилы Николаевны не стало. Она была не только красивой, но еще и доброй, благородной и требовательной. Вечная память ей!

Вернусь к рассказу о турбюро. Нужно сказать, что в тот момент я не был безработным. В 1993 году я работал на заводе шлифовальных станков в Дербенте. Завод постепенно шел к закрытию: станки не выпускали свою продукцию, зарплату нам давали той продукцией, которую выпускал завод: кухонными ножами, пластиковыми одноразовыми тарелками, другим ширпотребом. Все это было несерьезно, и я решил уйти. Предложение работать в туристическом бюро оказалось кстати. Я согласился, сменив профессию с инженера на методиста отдела транспорта и путешествий за рубеж. В мои обязанности входило нанимать автобусы, организовывать поездки. Я был не только инструктором, но и "финансовым директором": все деньги находились у меня.  

Турфирма в скором времени переехала с улицы Коммунаров на улицу Ленина, 64. В пятиэтажном доме нам выделили офис на 1-м этаже. Там было намного удобнее работать: в офисе было несколько кабинетов, количество поездок быстро увеличивалось, границы открывались. В турбюро было два направления — внутренний туризм и зарубежный. Многие наши клиенты, которые впервые совершали поездки по туристическим путевкам, затем уехали в крупные города России. Переехали в Москву, Санкт-Петербург и заняты сегодня большим бизнесом.

В 1990-е годы туристические поездки в рамках внутреннего туризма совершались во многие города бывшего Советского Союза. В частности, мне запомнились поездки в Самарканд. Это был очень красивый город, восстановленный после землетрясения 1907 года: высокие здания, облицованные мозаикой, — было на что посмотреть. В последние годы моей работы мы предлагали туристам поездки в Москву, Пятигорск, Железноводск, Кисловодск, Теберду, Домбай на автобусах. Впервые я поехал в Теберду и на Домбай  еще в студенческие годы. И эта поездка мне запомнилась на всю жизнь. В пути по дороге на Домбай мы поспорили с однокурсником на ящик шампанского, что я искупаюсь в реке. Я не знал, что меня ожидают не только высокие вековые деревья и замечательный свежий воздух, но и студеная вода в реке Теберда. Когда мы приехали к реке, там островками еще лежал снег, нога прилипла к земле от мороза. Но пришлось искупаться в речке, но после купания дрожь еще не унималась часа два-три, несмотря даже на выпитые две рюмки водки. Шампанское я выиграл, но очень дорогой ценой. Позже я часто возил туристов на Домбай, каждый раз восхищался красотой этих мест, но купаться в реке уже ни за что не рисковал.

В Дербент приезжали также туристы из других городов Советского Союза, хотя и не в таких масштабах, как сегодня. Экскурсии проводил Эдуард Ханухович Якубов. Он водил их в мечеть, синагогу, церковь. Экскурсоводов было мало, специальных курсов для их подготовки не существовало.  

Экскурсоводам давали записи по истории Дербента, крепости Нарын-Кала, по другим местам, взятые из книг профессора А.А. Кудрявцева, который проводил археологические раскопки в Дербенте и написал несколько книг по истории древнего города.

Постоянным экскурсоводом, который сопровождал туристов из других городов был Эдуард Ханухович Якубов. Он просто "пел", когда рассказывал о Дербенте. Поднимался на крепость Нарын-Кала, мусульманское  кладбище «Кирхляр», магал, синагогу, русскую и армянскую церкви. Он сопровождал туристов и в других поездках по республике: в село Касумкент, на родину Сулеймана Стальского, в село Кубачи — на родину кузнецов, где делали сабли, кинжалы изделия из золота и серебра. Эдуард Ханухович любил рассказывать легенду, что кубачинцы произошли от французов. Так это или нет, не знаю, но в моей памяти этот факт остался. От турбюро были поездки и в село Цовкра — на родину канатоходцев. А также в высокогорное село Гуниб, где в 1859 году был пленен Шамиль.

Мне кажется, что экскурсовод — это призвание, научить этой работе сложно. У Эдуарда Хануховича это получалось виртуозно: прошло столько лет, а я помню его – кроме глубоких знаний по истории своего края, у него была прекрасная дикция, харизма, как сейчас говорят, артистизм и любовь к Дагестану и, особенно, к родному Дербенту. Все эти качества прекрасно сочетались в одном человеке. Кому посчастливилось быть на экскурсиях Якубова, помнили этого человека всю жизнь. Якубов одним из первых говорил о том, что Дербент — город трех религий, показывая мечеть, синагогу и обе церкви, армянскую  и православную, утверждал идеи толерантности».

В начале 1999 года Иосиф Бесандилов прекратил свою работу в турбюро и выехал в Израиль.

Сегодня Иосиф Рафаилович проживает в Нетании, его работа тоже связана с туризмом. 

Похожие статьи