|
Сергей Константинов

Хая Рафаилова: синоптик из Дербента

Хая Рафаилова: синоптик из Дербента

23 марта — праздничный день для тех, чья работа состоит в исследовании тайн климата и предсказании погоды. На эту дату приходится Всемирный день метеоролога.

Слово «метеорология» возникло благодаря трактату Аристотеля «Метеорологика», («рассуждение о небесных явлениях»). Философ образовал название от греческого выражения «та метеора» (др. гр. τά μετέωρα). К таковым он причислял дожди и кометы, град и метеоры, радуги и небесное свечение. Гидрометеоры — «явления» из воды или льда — составляли особую группу.

И всё же Тора — одно из самых ранних свидетельств интереса к погоде. Стих книги Иова звучит, как поэтический дневник наблюдений:

«От юга приходит буря, от севера – стужа. От дуновения Б-я происходит лёд, и поверхность воды сжимается.

Также влагою Он наполняет тучи, и облака сыплют свет Его, и они направляются по намерениям Его». Сефер Иов 37:10-12.

Девочка родилась в Дербенте. Её семья была с долгим родословием. Поколение за поколением род Зарбаиловых держался книжного знания и давал общине раввинов.

Ребёнком она любила смотреть на небо. Небо над Дербентом широкое, несмотря на горы. Оно распахнуто в Каспий.

Лёгкий ветерок обдувает румяное личико. И детские вопросы, наивные и глубокие:

- Почему дует ветер? Он ли гонит облака или они скользят сами?

- Почему то солнце, то дождь, а то и солнце и дождик сразу?

- Отчего темнеет небо?

- Старики говорят, что если солнце садится в тучи, быть назавтра ненастью. Старики знают много примет! Но почему «быть ненастью»?

Говорят, в Торе — ответы на все вопросы.

И вот девочка, именем Хая, затаив дыхание, слушает своего отца, раби Хизгила, который поглаживая задумчиво бороду, тихим голосом читает завораживающие строки:

«Знаешь ли, как Бог располагает ими и повелевает свету блистать из облака Своего?

Разумеешь ли равновесие облаков, чудное дело Совершеннейшего в знании»?

Хая хотела узнать, очень хотела. И её детская мечта исполнится.

День рождения её, 28 апреля 1921 года, пришёлся на время крутых перемен на всем пространстве бывшей Российской империи. Перемены, которые принёс XX век, не обошли, конечно же, и горских евреев Дагестана.

Войны и революции, смена уклада жизни, «мы наш, мы новый мир построим»...

Открывались всем новые, небывалые возможности. И избывалось — тяжко, с болью, — бывшее привычным, надёжным, нарушалась и пересоздавалась связь поколений.

Хае Зарбаиловой повезло. Новь приняла её, подхватила, понесла в неизведанные дали. Отучившись в светской школе, в 1939 году она сдавала экзамены на физико-математический факультет Азербайджанского университета. Университет в Баку был её ровесником: его создали в 1921 году. Первым ректором альма-матер Хаи Рафаиловой был уроженец Владикавказа профессор Владимир Раздорский. Её приняли! Видно, родители привили ей редкое трудолюбие. Сказывалось и упорство евреев Дербента. Ведь стоило открыться в университете географическому отделению, как она перевелась, и учебу заканчивала, получая специальность синоптика.

В России следить за погодой на регулярной основе с помощью измерительных приборов стали с 1725 г., когда император Петр I предложил членам Академии наук в Петербурге «иметь справедливую записку журналу, погоде и ветрам, а в наиболее важных местах поручать их продолжение надежным людям». Вначале записи были совсем простыми: «Апрель, 22, воскресенье. Поутру ветер норд-вест; вода також стоит, как выше упомянуто. Пасмурно и студено… в полдни ветр малый, норд-вест и дождь после полудня. Тихо и красный день до самого вечера».

А в 1834 г. император Николай Первый подписал указ о создании в Санкт-Петербурге при Корпусе горных инженеров Нормальной обсерватории и шести ее филиалов, что ознаменовало создание первой в мире государственной системы регулярных магнитных и метеорологических наблюдений.

Современная метеорологическая служба России считает датой своего основания 21 июня 1921 г., когда Ленин подписал декрет Совета Народных Комиссаров «Об организации единой метеорологической службы в РСФСР».

Когда началась война, знания и умения метеорологов были особенно востребованы при планировании боевых операций, снабжения, создания укреплений, организации логистики. Всем — от пехоты до авиации и флота надо знать погоду заранее!

И выпускница университета Зарбаилова, приписанная к Каспийской военной флотилии, трудилась над прогнозами, изучала журналы за прежние года, находила связи и зависимости. В ход шли новейшие на тот момент методы, стандартные карты изотерм и дедовские приметы — всё, что могло уберечь жизни бойцов, облегчить тяжесть ратных дел. Среди горских евреев Хая Хизгиловна была единственным специалистом в этой области.

Потом встретился человек, с которым она связала свою судьбу, — Илишаг Рафаилов, чей род был из Губы, хотя сам он родился в Крыму. Вернувшись с фронта, где храбро воевал и получил не одно ранение, Илишаг избрал профессию реставратора, закончил аспирантуру. Одной из его работ стало обновление Кремля и маковок московских храмов.

А Хая Рафаилова работу в системе Главного управления гидрометеорологической службы при Совмине СССР совмещала с научной и педагогической деятельностью. В 1974 году она защитила диссертацию на тему «Использование характеристик стратосферы, тропосферы и подстилающей поверхности в долгосрочных прогнозах погоды», став доктором географических наук. 35 лет она трудилась на ниве метеорологии. За это время ею опубликованы 36 научных работ и две книги. И это — не считая пособий и методичек для студентов!

За четыре года до защиты Хая Хизгиловна получила премию, названную в честь выдающегося российского метеоролога, а впоследствии академика ВАСХНИЛ, Бориса Помпеевича Мультановского. Премию вручили за «руководство по долгосрочным прогнозам погоды на 3-10 дней». Её труд страна отметила, наградив тремя медалями.

Несмотря на научную степень и известность в академических кругах, Хая Рафаилова была человеком скромным и непубличным.

Известно, что в 2002 году она совершила алию, переехав в Эрец Исраэль.

Её земной путь, полный трудов, познания и открытий, завершился в 2004 году в Хадере, тёплом городе у моря.

P.S.

Первый в Европе трактат по синоптике «О приметах погоды» написал ученик и друг Аристотеля Теофраст. Трактат написан стихами для облегчения заучивания наизусть.

В нём изложено больше двухсот примет:

Если ветер дует к вечеру – моряку бояться нечего, если дует он с утра – моряку не ждать добра. Если тучи громоздятся в виде башен или скал – Скоро ливнем разразятся, налетит жестокий шквал.

В Эрец Исраэль регулярные наблюдения и замеры осадков начались в 1846 году, а в 1920- ом уже существовала сеть метеостанций и метеопунктов. Сегодня Центральная государственная метеостанция Израиля размещается в поселении Бет-Даган, к востоку от Тель-Авива.

Похожие статьи