|
Ирина Михайлова
Ирина Михайлова

Роза Адамова: женщина-воин, женщина-мать

Роза Адамова: женщина-воин, женщина-мать

Казалось, что новых, ранее неизвестных, сведений об участии представителей нашего народа в Великой Отечественной войне найти не удастся: уже все известно. Но не перестаешь удивляться снова и снова, когда узнаешь подробности биографий женщин, вставших наравне с мужчинами на защиту своей Родины.

Роза Адамова родилась в Махачкале 6 января 1922 года в семье Рашми и Шеки. Она была первенцем, в 1924 году родился брат Рафой. Затем появились на свет еще четверо детей: Мираса, Хая, Равино и Володя.

Самая старшая дочь в такой большой семье всегда была опорой для матери, самой главной ее помощницей. Семья – малая частица Родины. Человек, который привык нести ответственность за свою семью, защищать тех, кто младше, также заступается за свою Родину.

В 1941 году, когда началась война, Розе исполнилось только 19 лет. Весной 1942 г. правительство Советского Союза приняло решение призвать в войска ПВО и в некоторые службы Вооруженных сил комсомолок на добровольной основе. И ЦК ВЛКСМ объявил первую мобилизацию. Повсюду начали работать отборочные комиссии комитетов комсомола и военкоматов. В частности, в Махачкале шел отбор девушек в 76 запасной отдельный батальон воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС) войск ПВО. Заявление в военкомат подали 2000 дагестанок 30 национальностей. Среди добровольцев, подавших заявление, было заявление и Розы Адамовой.

11 апреля 1942 года с вокзала Махачкалы под духовой оркестр отправились на фронт 980 девушек-добровольцев. В их числе была и Роза. Это было новое поколение женской молодежи, свободное от старых традиций, обычаев. И девиз у них был один – «Родина дороже собственной жизни».

В батальоне с ней вместе воевали: Фавзия Хасанова, Елена Смирнова, Султанат Омарова, Рабият Кебедова, Аня Мирзабекова, Ханбике Эмирсултанова, Ася Абукеримова, Валя Каспарова, а также Гульнизар Курбанова, Рабидат и Шамат Файзулаевы, Мария и Ирина Яблоновские, Елена и Любовь Рыбкины, Любовь Година, Зина Яровая, Мария Ступак и многие другие. Большинство из них были студентками медицинского, педагогического институтов Дагестана. Все они стали бойцами 76 отдельного батальона ВНОС сил ПВО.

К ним присоединились и студентки эвакуированного в Махачкалу Крымского пединститута, затем 76 батальон пополнился бойцами отступающих наблюдательных постов № 16 и 74, дислоцировавшихся на Украине и в Ростовской области. Это бойцы Вера Шведова, Л. Зинченко, В. Тиканова и другие, уже испытавшие на себе муки отступлений, бомбежки и обстрелы.

Девушек привезли в Грозный, тут уже было не до оркестра, вместо музыки был слышен гул самолетов. По прибытии в Грозный они были распределены по ротам, взводам, отделениям и началась настоящая армейская жизнь. И вот развернулась напряженная учеба. Девушки настойчиво изучали устав Красной Армии, документы по службе воздушного наблюдения, оповещения и связи. Программа была рассчитана на сильный пол, мужчин. Труднее осваивались знания по авиации, одной из ведущих дисциплин.

Здесь изучалась советская и немецкая авиация: силуэты самолетов, их летные данные, возможная бомбовая нагрузка, вооружение самолетов – немецкие самолеты сравнивали с нашими. Командиры разъясняли, в чем превосходит и в чем уступает противнику наша авиация. Изучались также боевые качества авиации наших союзников, которые действовали в небе Сев. Кавказа, – «Бостон», «Китихаук», «Харрикейн», «Спитфайр», «Аэрокобра» и др. Бойцы должны были знать данные и силуэты советских самолетов почти двух десятков модификаций. Требовалось знать данные, безошибочно определять до 40 типов самолетов своих и вражеских. Девушки научились определять координаты, курс, высоту полета самолетов, обрабатывать данные и составлять донесения, передавать их в ротный пост за минуту, осуществлять наведение нашей авиации на противника, овладевать различными видами оружия. Велика была роль связи, поэтому изучали телефонные аппараты, овладевали практикой прокладки линий связи, их восстановлением, пользованием кода или текста.

Приняв присягу, девушки заверили, что не будут жалеть ни знаний, ни сил для победы над коварным врагом. В 1942 году фашистское командование сосредоточило основные усилия войск на юге, надеясь захватить нефтяные районы Кавказа, плодородные земли Дона, Кубани. За небом Родины внимательно следили сотни глаз – ни облака, ни небесная даль не должны скрыть вражеские самолеты.

В том же 1942 году на фронт призвали брата Розы – Рафоя. На фронте брат и сестра встретились: нужно ли говорить, сколько радости, эмоций и счастья принесла эта встреча.

Девушки стали настоящими разведчицами фронтового неба. С наблюдательных постов они передали 7300 донесений о самолетовылетах вражеских авиаций, сотни сведений о наземном противнике, о ликвидации парашютных десантов и диверсионных групп, корректировали огонь зенитных батарей. Сотни своевременно обнаруженных бойцами 76-го отдельного батальона вражеских стервятников не смогли выполнить свое задание, не сбросили свой смертоносный груз, не разрушили военные и гражданские объекты, не помешали передвижению наших эшелонов на фронт с живой силой, техникой, продовольствием. По опознанию вражеских самолетов, по времени передачи донесений 76 батальон занимал 1-е место среди всех батальонов ВНОС на Кавказе. В марте 1944 г. батальону за участие в обороне Кавказа были вручены Почетная грамота и Красное Знамя Президиума Верховного Совета СССР. Личный состав был награжден орденами Отечественной войны и медалями. Война откатилась далеко на Запад.

Советская Армия, преследуя немецко-фашистских захватчиков, приближалась к границам Румынии. В Румынию был передислоцирован и 76 отдельный батальон 88-й дивизии, где бойцы познали новые трудности, связанные с несением службы на вражеской территории. Здесь в Румынии, в городах Пашканы, Сучава они приняли по рации сообщение о Победе. Радость ворвалась к ним с рассветом, оглушая, дурманя, пьяня. Цвела сирень. Сияло солнце. Бойцы с оружием начали салютовать. Ликовали все.

Но для Розы радость победы была омрачена: не вернулся с войны ее брат Рафой: родные получили похоронку. Он погиб в 1944 году в боях за освобождение Польши. Встреча на фронте, увы, оказалось последней.

АДАМОВ Роман (Рафой) Рашмиевич. 1924 г.р.  Махачкала. При­зван Махачкалинским ГВК. Сержант 1-й танковой бригады. Умер от ран 24 августа 1944 в ХППГ-133. Похоронен: Польша, Сандомирский р-н, с. Неджевице, воинское кладбище, могила 6.

Через много лет Роза Рашмиевна поедет в Польшу на могилу брата, чтобы почтить его память.

Адамов Рафой в центре.JPG

Рафой Адамов в центре

Жизнь после войны продолжалась: в 1946 году Роза познакомилась с Дмитрием Плотниковым, который работал в городе Каспийске на заводе «Двигательстрой», завод №182.

Заводы, выпускающие военную продукцию не имели названий, значились под номерами.

В 1940-41 годах завод выпускал современных скоростные торпеды. В 1942 и 1943 гг., несмотря на вынужденную эвакуацию основного производства, оставшиеся цеха успешно выполняли фронтовые заказы, поставляя боеприпасы и вооружение для сухопутных войск. Весной 1944 г. после реэвакуации были восстановлены и пущены все цеха основного производства. Успешно выполнен заказ по основному профилю завода — авиационным торпедам 45-36 АН. А в последующем АО «Завод Дагдизель» выпускал дизельные двигатели.

Молодые полюбили друг друга и поженились в 1947 году. Уехали жить в Грозный,  а оттуда в 1952 году переехали в станицу Ассинская Сунженского района Чечено-Ингушской АССР . В семье родилось 5 детей. Роза Рашмиевна работала в магазине. У нее был твердый характер, она успевала делать все необходимое и дома, и на работе. А также принимала активное участие в воспитании внуков.

Не только Роза уехала из Махачкалы, но и других девушек, ушедших на фронт, жизнь разбросала по всей стране. Но, работая в различных отраслях на всех просторах великой России, однополчане держали связь и мечтали встретиться. Первая встреча состоялась в Грозном спустя 20 лет, в 1965 году. Собирались всего шесть раз и всегда в Грозном: женщины с радостью узнавали друг друга, вспоминали годы войны, своих командиров, комбатов, погибших однополчан. Посетили места, где размещался штаб, казармы, где жили. Ездили по местам дислокаций батальона в Моздоке, Наурской, Малгобеке, посетили братские могилы, где были похоронены погибшие подруги. Очень торжественной была посвященная 40-летию ПВО встреча 1982 году в Хасавюрте. Ее инициатором была группа «Поиск» во главе с Борисом Дорогобедом.

Когда удавалось, на эти встречи приезжала и Роза Адамова (по мужу Плотникова). За участие в ВОВ Родина наградила Розу Рашмиевну многими наградами. Но самой главной наградой для нее стали ее дети, внуки, правнуки. Все дети получили высшее образование, стали достойными людьми.

Скончалась Роза Рашмиевна 22 января 2004 года. Похоронена в Москве. Светлая память женщине-воину, женщине-матери!

Похожие статьи