| Невилл Теллер
Невилл Теллер

Решение о трех государствах на горизонте?

Решение о трех государствах на горизонте?

Идея создания конфедерации трех государств на всей территории подмандатной Палестины может открыть до сих пор неизведанный путь.

Приверженность решению о двух государствах была заявлена четырьмя сторонами во время недавнего визита президента Джо Байдена на Ближний Восток: самим Байденом, председателем Палестинской автономии Махмудом Аббасом, руководством Саудовской Аравии и премьер-министром Израиля Яиром Лапидом.

Приветствуя Байдена в Бейт-Лехеме 15 июля, Аббас сказал: «Господин президент, мы надеемся на усилия вашей администрации... остановить односторонние действия, которые подрывают решение о двух государствах».

В ответ Байден заявил: «Палестинский народ заслуживает собственного государства, независимого, суверенного, жизнеспособного и располагающегося на непрерывной территории. Два государства для двух народов... живущих бок о бок в мире и безопасности».

На пресс-конференции, состоявшейся незадолго до отъезда Байдена в Саудовскую Аравию, Лапид сказал: «Что касается решения о двух государствах, я не изменил своей позиции. Решение о двух государствах — это гарантия существования сильного демократического государства Израиль с еврейским большинством».

Результатом встреч Байдена с саудовским королем Салманом и наследным принцем Мухаммедом ибн Салманом стало совместное коммюнике, в котором обе стороны поддержали решение о двух государствах как единственный способ урегулирования палестино-израильского конфликта.

Позднее саудовская позиция была подтверждена министром иностранных дел Аделем аль-Джубейром. Джубейр заявил в интервью CNN, что, несмотря на то, что Саудовская Аравия открыла свое воздушное пространство для рейсов всех авиакомпаний, включая израильские, полная нормализация отношений между Эр-Риядом и Иерусалимом зависит от создания суверенного палестинского государства в границах 1967 года, включающего Восточный Иерусалим.

Саудовская позиция в отношении нормализации была последовательной с момента подписания Авраамских соглашений. В своем телеинтервью Джубейр упомянул еще один фактор: «Мы говорили, что Саудовская Аравия поддерживает Арабскую мирную инициативу. На самом деле, мы ее предложили».

Именно сводный брат короля Салмана (и его предшественник на троне), тогдашний наследный принц Абдулла, задумал и предложил Арабскую мирную инициативу 2002 года. Одобренная трижды Лигой арабских государств, она провозглашает, что при условии урегулирования спора между Израилем и Палестиной на основе сосуществования двух государств и справедливого решения проблемы палестинских беженцев последует полная нормализация отношений между мусульманским миром и Израилем.

И все же за 55 лет, прошедших с 1967 года, в ходе ряда мирных переговоров и других предложений, таких как План Трампа по ближневосточному урегулированию, палестинцам предлагалось создать суверенное государство. И снова и снова это предложение отвергалось.

Причину понять несложно. Просто решение о двух государствах — это не то, что является целью палестинского дела. Большая, возможно, основная часть палестинцев разделяет мнение о том, что Израиль незаконно оккупирует палестинские земли, которые он завоевал и колонизировал, и что территория «от реки до моря», то есть от Иордана до средиземноморского побережья, является по праву палестинской, и государство Израиль должно быть изгнано с этой земли.

Уставы ХАМАС и ООП, а также конституция ФАТХа едины в отношении этой конечной цели и необходимости взять в руки оружие для ее достижения. Именно в отношении тактики достижения этой цели две основные палестинские партии расходятся, и эти разногласия настолько фундаментальны, что  ХАМАС и ФАТХ сохраняют взаимный антагонизм на протяжении десятилетий. Все попытки примирения оказались бесплодными.

ХАМАС считает, что единственный эффективный способ достичь желаемого результата — это постоянный конфликт и террор. Любая пауза в борьбе может быть лишь временной и обеспечивать тактическое преимущество. Однако Палестинская автономия, в которой доминирует ФАТХ, продолжает следовать тактическому пути, намеченному Арафатом. На мирных переговорах в Осло в 1993 и 1995 годах Арафат — твердый в своей решимости в конечном итоге уничтожить Израиль — решил привлечь мировое общественное мнение, открыто поддержав решение о двух государствах.

Вскоре после завершения Осло-2 он провел в одном из стокгольмских отелей тайную встречу с арабскими лидерами. К его смущению, его тактические планы и стратегические цели просочились в норвежскую газету «Даген». Среди прочего, он сообщил арабским лидерам, что ООП намерена «ликвидировать государство Израиль и создать чисто палестинское государство».

После смерти Арафата ПА и ее новый лидер Махмуд Аббас продолжили его курс. Были предприняты решительные усилия, чтобы склонить мировое мнение к идее создания суверенной Палестины в границах, существовавших до Шестидневной войны 1967 года, то есть на Западном берегу, в Восточном Иерусалиме и секторе Газа.

Но настаивать на создании палестинского государства в этих границах неизбежно означало признание суверенного Израиля за их пределами. Именно эту горькую пилюлю не могут проглотить ХАМАС и его единомышленники. Они отказываются признать, что Израиль имеет хоть какое-то право существовать на «их» земле, даже в качестве шага к его окончательному уничтожению.

Позиции палестинских фракций секретом не являются. Так как же получается, что мировое общественное мнение подавляющим большинством поддерживает решение о двух государствах, прекрасно понимая, что такой исход — это не то, чего желает палестинское руководство или народ в целом? Мировое общественное мнение отказывается видеть слона в маленькой комнате. С 2007 года, когда ХАМАС захватил власть в секторе Газа, палестинский народ расколот надвое, и по крайней мере половина его никогда не согласится на решение о двух государствах. Действительно, любой палестинский лидер, подписавший такое соглашение, будет осужден как предатель палестинского дела.

Саудовская Аравия решительно выступает за это как за необходимое условие нормализации в контексте Арабской мирной инициативы, но саудовские лидеры не учитывают, что эта инициатива была разработана задолго до того, как ХАМАС установил контроль над Газой. Ситуация в 2022 году радикально отличается от той, что была в 2002 году.

Также странно, что так мало внимания уделяется вопросу о том, какого рода решение о двух государствах, признающее право Израиля на существование, может быть подписано в нынешних условиях. Поскольку ХАМАС никогда не будет участвовать в таком соглашении, Газа будет исключена из него. Что это будет за суверенная Палестина, лишенная половины палестинского населения? Неужели мировое общественное мнение никогда не сталкивалось с неудобной истиной, что для достижения подлинного решения о двух государствах необходимо сначала лишить ХАМАС власти?

Чтобы избежать будущего постоянного конфликта, необходимо действительно творческое мышление. В 2018 году, когда разрабатывались мирные предложения Трампа, Аббаса спросили о его отношении. Он официально заявил, что выступает за трехстороннюю конфедерацию в составе Иордании, Израиля и суверенной Палестины.

В конфедерации государства сохраняют свой суверенитет, но соглашаются сотрудничать в определенных вопросах безопасности, обороны, экономики и административных делах, назначая совместный центральный орган для координации. Идея конфедерации трех государств, охватывающей всю территорию, которая первоначально была подмандатной Палестиной, может открыть до сих пор неисследованный путь, ведущий в сторону от бесконечных израильско-палестинских разногласий.

Jerusalem Post, перевод Якова Скворцова 

Похожие статьи