| Элиав Бройер
Элиав Бройер

Каковы политические последствия раскола Объединенного списка?

Каковы политические последствия раскола Объединенного списка?
Лидер Объединенного списка Айман Удэ (стоит) и лидер «Раам» Мансур Аббас Фото: YONATAN SINDEL/FLASH90

Драматический раскол в последнюю минуту поздно вечером в четверг между Объединенным списком («Хадаш»-«Тааль») и «Балад» может стать одним из самых важных событий выборов.

В результате раскола один из блоков, правый или левый, может завоевать большинство в Кнессете в 61 голос, но пока не ясно, кому это выгодно.

До раскола Объединенный список представлял собой союз трех партий: левосоциалистической «Хадаш», возглавляемой членом Кнессета Айманом Удэ; арабо-националистической «Балад», возглавляемой членом Кнессета Сами Абу Шахаде; и «Тааль», возглавляемой членом Кнессета Ахмадом Тиби, которая по идеологии находится где-то между двумя предыдущими.

«Балад» была единственной фракцией из трех, которая настояла на том, чтобы заранее пообещать, что она не будет рекомендовать какого-либо кандидата на пост премьер-министра или сотрудничать с какой-либо коалицией после выборов. Но лидер «Хадаш» Айман Удэ и лидер «Тааль» Ахмад Тиби не исключали такого.

Напротив, после представления своего списка в четверг вечером эти двое заявили, что рассмотрят возможность сотрудничества с премьер-министром Яиром Лапидом при «соответствующих условиях», и что их задача — «заслужить доверие арабского общества и евреев, поддерживающих демократию», а также «сделать все, чтобы привлечь общественность к голосованию и блокировать крайне правых».

Первый сценарий: раскол в конечном итоге пойдет на пользу Лапиду.

Опрос, опубликованный в начале этого месяца КАН, показал, что 64% арабского населения поддерживают вступление в коалицию. Поскольку «Балад» теперь вне игры, Удэ и Тиби могут двигаться в этом направлении.

Лидер партии «Раам» Мансур Аббас за последний год добился ряда успехов для арабского сектора и, возможно, почувствует изменение настроений среди своего электората, который больше всего на свете хочет быть защищенным от насильственных преступлений и получить экономические возможности.

«Балад» почти наверняка не преодолеет избирательный барьер в 3,25% голосов по стране. Блок «Хадаш»-«Тааль», однако, в последний раз баллотировался как пара в 2019 году и получил шесть мест. Даже если партия получит четыре или пять, а Лапид в настоящее время имеет максимум 57 мест, их поддержка теоретически может обеспечить ему победу.

Второй сценарий заключается в том, что раскол принесет победу лидеру оппозиции Биньямину Нетаньяху.

Это связано с тем, что если «Балад» не выйдет из гонки, полученные им голоса будут «спущены в унитаз». По последним оценкам, «Балад» мог завоевать примерно одно место в Кнессете.

Поскольку в настоящее время ожидается, что Нетаньяху получит около 60 мест, потеря голосов «Балада» означает, что количество голосов, необходимых для завоевания каждого мандата, будет немного меньше, и в конечном итоге это может подтолкнуть его к перевесу и получению 61 места.

Разница будет зависеть от явки израильских арабов. В настоящее время ожидается, что явка арабских избирателей будет рекордно низкой.

Хотя арабы составляют 17% израильского населения, недавние опросы показали, что не более 45% из них заявили, что будут голосовать. В то время как некоторые политологи считают, что раскол снизит это число из-за непрекращающейся внутренней борьбы, другие, такие как Юсеф Макладэ, основатель исследовательского института StatNet, считают, что он увеличит число избирателей, включая людей, которые изначально заявили, что воздержатся от голосования из-за несогласия с сепаратистским подходом «Балада».

Израильские арабы в подавляющем большинстве голосуют либо за одну из арабских партий, либо за левые еврейские партии, такие как «Мерец». Чем больше избирателей придет в день выборов, тем более ощутимым окажется выигрыш левоцентристского блока.

Это актуально как никогда, поскольку потеря голосов за «Балад» означает, что если избиратели не придут на выборы, то шансы на победу Нетаньяху будут выше.

Наконец, еще предстоит выяснить, как раскол повлияет на кампании партий, особенно «Еш Атид» и «Государственного лагеря». «Гослагерь» исключил возможность сотрудничества с Объединенным списком в попытке привлечь голоса умеренных правых. «Еш Атид» также заявила, хотя и не так решительно, что альянс с Объединенным списком невозможен.

Но Объединенный список теперь лишен своего самого крайнего элемента, и если он начнет использовать более примирительный тон, «Еш Атид» может переключиться на сотрудничество.

В этом сценарии «Гослагерь» будет самой интересной партией для наблюдения. Если он по-прежнему будет полностью отвергать сотрудничество с Объединенным списком, то ситуация останется прежней, а шансы склонятся в пользу Нетаниягу.

Но если они выберут более тонкий тон, например, рассмотрят возможность сотрудничества с Объединенным списком только по гражданским вопросам, как обстоит дело с «Раам», траектория выборов может измениться — и тогда сторонники Лапида, вероятно, начнут концентрировать все свои ресурсы, чтобы привлечь израильских арабов к голосованию.

Jerusalem Post, перевод Ильи Амигуда


Похожие статьи