| Шломо Фишер
Шломо Фишер

Ни мира, ни штраймла

Ни мира, ни штраймла
Депутаты Яаков Лицман, Моше Гафни, Меир Поруш и Ури Маклеф подписывают соглашение между "Дегель а-Тора" и "Агудат Исраэль" об участии в выборах в качестве единой партии "Объединенный иудаизм Торы", 16 января 2019 года. Фото: Degel Hatorah

Многие публичные комментаторы, среди которых ортодоксальная Сари Рот, заявляют, что если бы Бени Ганц сформировал правительство, он предоставил бы харедим соглашения и бюджеты, аналогичные тем, которые они получили от нынешнего правительства.

Этот аргумент игнорирует структурные изменения, происходящие в израильской политике. Вопрос мира — в смысле, мирных соглашений с арабскими странами и палестинцами — в смысле, вопрос, который определял израильскую политику на протяжении целого поколения — потерял актуальность. В настоящее время в израильской политике нет путей для достижения мира. Возможность мирного соглашения с палестинцами — это то, что дало харедим их переговорную силу, сделало их кингмейкерами. Как знаменито выразилась Шуламит Алони: «Ради мира я готова даже надеть штраймл». Хотя требования харедим противоречили гражданским и либеральным взглядам израильских левоцентристских и левых сил, левые были готовы уступить им в обмен на поддержку мирного соглашения. «Мир» был для израильских левых трансцендентной ценностью, превосходящей даже такие ценности, как равенство и справедливость.

Но в отсутствие каких-либо дипломатических каналов для достижения мира харедим нечего предложить. С практической точки зрения, если Бени Ганц обратится к раввину Эдельштейну, чтобы обеспечить участие харедим в коалиции, у него не будет правительства. Авигдор Либерман уйдет, как и «Авода-Мерец» (или то, что от них осталось) и «Еш Атид». «Еш Атид», в конце концов, была основана на платформе оппозиции к харедим; противостояние с ортодоксами заложено в их ДНК. Более того, без такой цели, как мир, оппозиция к харедим является одним из организационных принципов гражданско-либерального лагеря. Поэтому попыток привлечь харедим в коалицию не будет. Как мы видели в случае с «правительством перемен», центру легче иметь дело с Аббасом и РААМ.

Если «рыночная стоимость» харедим упала для левых, то она упадет и для правых. Харедим больше некуда будет идти. Все это означает, что, по крайней мере, в краткосрочной и среднесрочной перспективе власть харедим достигла своего пика, и в следующих турах выборов все будет не так просто. Возможно, это объясняет их нынешнее поведение. Их лидеры, которые ясно видят израильскую социально-политическую реальность, считают, что харедим сейчас находятся на пике своего могущества; в дальнейшем они могут оказаться в упадке. Поэтому они приняли близко к сердцу афоризм Carpe diem («Живи настоящим»). Или, как говорят на идише: «Хап арайн!».

Times of Israel, перевод Ильи Амигуда

Похожие статьи