| Това Герцль
Това Герцль

Нетаньяху раскрылся как искусный манипулятор

Нетаньяху раскрылся как искусный манипулятор
Министр без портфеля Бени Ганц cnjbn позади премьер-министра Биньямина Нетаньяху, справа садится министр обороны Йоав Галант Фото: MARC ISRAEL SELLEM/THE JERUSALEM POST

Последние опросы показали, что только четверть израильских избирателей и половина сторонников «Ликуда» считает, что один Биньямин (Нетаньяху) лучше подходит на пост премьер-министра, чем другой Биньямин (Ганц), который пользуется поддержкой половины опрошенных. Результаты Ганца не удивляют: в трудные времена люди ищут перемен и надежды. Но что происходит в головах тех, кто по-прежнему считает, что действующий премьер подходит для этой работы? Что он сделал, чтобы оправдать такую преданность себе?

У меня есть одна идея, но сначала позвольте мне повторить некоторые факты. Разрыв между богатыми и бедными в Израиле — один из самых значительных на Западе, и он растет быстрее, чем в других странах с высоким уровнем неравенства. Тот, кто выезжает на дорогу, знает, насколько она забита. Ученики школ показывают низкие результаты в международных тестах. Что касается жилья, то зарплаты значительно отстают от расходов на него.

По мере углубления этих явлений министры и чиновники приходили и уходили, а глава правительства оставался. Руководитель номер один гордился своими способностями и умениями, снова и снова прося наших голосов, чтобы оставаться нашим главным администратором, отвечающим за все.

Вполне возможно, что люди, знавшие обо всем этом, продолжали голосовать за него, руководствуясь его имиджем Мистера Безопасность. Правда была раскрыта 7 октября, а вместе с ней ушел и имидж мастера пиара, вместе с обещаниями на предвыборных биллбордах, на которых он был изображен с мировыми лидерами, в том числе с президентом России Владимиром Путиным, и провозглашалось: «Нетаньяху — другая лига». Откуда же тогда рудименты поддержки?

МОЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ опирается на «политику идентичности» — термин, введенный в 1970-х годах в связи с расширением прав и возможностей слабых групп (и с тех пор получивший самостоятельную жизнь). Так, феминизм — это вызов структурному доминированию мужчин, а позитивная дискриминация помогает бесправным группам найти свое законное место в обществе. Она направлена на группы, которые рассматриваются как противоположности: черные в белом обществе, представители религиозных меньшинств, инвалиды против здоровых.

Но в Израиле появилось бессмысленное противопоставление. Существуют четкие границы между толстыми и худыми, ленивыми и работящими, честными и не очень. Большинство из нас движется по этим спектрам. Но нет и не может быть границы между еврейским и левым — понятиями, взятыми из совершенно разных областей, если только человек не намерен сеять раздор, чтобы извлечь из него выгоду.

Будучи искусным манипулятором, Нетаньяху стремится внушить, что евреи и левые диаметрально противоположны, и в этом случае левые угрожают нашей основной идентичности. Только Нетаньяху защитит ее (и нас) и отстоит ее (и нас) от тех, кто восстанет, чтобы угрожать ей (и нам), после того как она (и мы) пережила 2000 лет диаспоры и так далее.

Давайте не будем спрашивать, что для него значит быть евреем или как еврейство проявляется в его личной жизни, а просто скажем, что он распространяет явно ложную линию рассуждений, призванную разделять и властвовать.

Люди, как и ситуации, сложны, они не простофили, каковыми нас считают, когда глубоким баритоном произносят пустые лозунги. У нас множество реальных проблем и настоящих разногласий. Пришло время избавиться от фальшивых.

Jerusalem Post, перевод Ларисы Узвалк

 

Похожие статьи