Осуществляет ли Израиль апартеид в отношении своих арабских граждан?

Осуществляет ли Израиль апартеид в отношении своих арабских граждан?
Фото: Flash 90

Многолетний глава Антидиффамационной лиги Абрахам Фоксман определяет «апартеид» как «систему расовой сегрегации, применявшуюся в ЮАР с 1948 по 1994 год». Эта система включала в себя «анклавы второго сорта, где относительно бесправные люди были вынуждены жить вместе, часто в крайней нищете».

Из воспоминаний журналиста и писателя Бенджамина Погрунда, который в прошлом жил и работал в ЮАР: «При апартеиде ни одна деталь жизни не была защищена от дискриминации по закону. Цвет кожи определял жизнь каждого человека буквально с рождения и до самой смерти: где ты родился, где учился, работал, на каком автобусе ездил, на какой скамейке в парке сидел и на каком кладбище был похоронен».

В отличие от Южной Африки, Государство Израиль с самого начала своего существования, как утверждается в его Декларации независимости, было привержено идее демократии для всех своих граждан. Израиль, говорится в Декларации, будет «способствовать развитию страны на благо всех ее жителей; он будет основан на свободе, справедливости и мире, как это предусматривали пророки Израиля; он обеспечит полное равенство социальных и политических прав всем своим жителям, независимо от религии, расы или пола; он будет охранять святые места всех религий....».

Далее в Декларации содержится призыв к арабским жителям нового государства «сохранять мир и участвовать в строительстве государства на основе полного и равного гражданства и должного представительства во всех его временных и постоянных институтах».

Когда Погрунд переехал в Израиль, он увидел поразительную разницу между Южной Африкой его молодых лет и его новой страной: «Мне сделали серьезную операцию в иерусалимской больнице. Хирург был евреем, анестезиолог — арабом, врачи и медсестры, которые за мной ухаживали, были евреями и арабами. Евреи и арабы едят в одних и тех же ресторанах, ездят на одних и тех же поездах, автобусах и такси».

Адвокат и профессор права Алан Дершовиц предлагает похожие воспоминания. Он вспоминает, как присутствовал на концерте дирижера Даниэля Баренбойма «с оркестром, состоящим из израильтян и палестинцев, который проходил в Христианской ассоциации молодых людей в Иерусалиме. Я сидел рядом с израильским арабом, который был министром культуры Израиля... Аудитория тоже состояла из израильтян и палестинцев... Вряд ли это характерно для настоящего апартеида!»

Ближайшей аналогией южноафриканского апартеида на Ближнем Востоке является то, как обращались с евреями в арабских странах. Их либо преследовали как «неверных», либо «защищали», если они принимали официальный статус «зимми», то есть подданных второго сорта. Формулировки Договора Умара (о «защите» в отношении зимми) включали в себя выплату ежегодной джизьи (налога на голову) и хараджа (земельного налога), которые представители местной еврейской общины должны были ежегодно представлять мусульманским властям.

Зимми также предписывалось вести себя так, как подобает подневольному населению. Вот, например, из йеменской версии Договора Умара 1905 года: «Они не должны помогать друг другу [в суде] против мусульманина. Они не должны строить свои дома выше, чем дома мусульман... Они не должны принижать исламскую религию... Они не должны показывать свою Тору, кроме как в своих синагогах. Они не должны повышать голос при чтении и громко дуть в свои шофары... Они обязаны признавать превосходство мусульманина и оказывать ему почести».

Что еще хуже, очевидно, что Палестинская администрация и ХАМАС предусматривают проведение этнических чисток в будущем палестинском государстве. Согласно их планам, ни одному еврею не будет позволено проживать в нем — так уже происходит в Газе. В июле 2013 года председатель Палестинской автономии Махмуд Аббас дал понять, что «в окончательном решении мы не допустим присутствия ни одного израильтянина [т. е. еврея] — гражданского или военного — на наших землях».

Коль скоро Израиль предоставил равный гражданский статус арабским гражданам на индивидуальном уровне, почему же сохраняется ложное обвинение в апартеиде? По мнению южноафриканского судьи Ричарда Голдстоуна, мотивом этой недобросовестной клеветы является «изоляция, демонизация и делегитимация» Израиля.

Реальность такова, что два с лишним миллиона израильских арабов-палестинцев живут как граждане, имеющие индивидуальную правовую защиту в соответствии с государственным законодательством. Аналитик Митчелл Бард отмечает, что арабские граждане в Израиле «имеют равные избирательные права... Это одно из немногих мест на Ближнем Востоке, где арабские женщины могут голосовать». Арабы занимают места — обычно от 8 до 15 — в 120-местном Кнессете, парламенте Израиля. Арабы занимают посты в правительственных министерствах, ключевые должности в судах и видные позиции в научных кругах. Арабы добиваются значительных успехов в секторе высоких технологий и других престижных сферах деятельности. Примечательно, что израильтяне арабского происхождения доминируют в области фармации и широко представлены в медицинской профессии. Бард добавляет, что «государственными языками Израиля являются иврит и арабский. У арабов есть свои школы, где они изучают свою историю и культуру на арабском языке».

Существует ли дискриминация в отношении израильских арабов? Да — так же, как и в отношении меньшинств в США и других демократических странах, — но она не санкционирована государством.

Источник проблемы предвзятости в том, что большинство израильских арабов (как и харедим) предпочитают не служить в Армии обороны Израиля. Арабы освобождены от обязательной службы в армии, чтобы не ставить себя в положение, когда им придется брать в руки оружие против своих неизраильских арабских собратьев. Друзы и черкесы по собственной просьбе являются исключением и служат. Кроме того, многие израильские бедуины добровольно идут на службу и часто заслуживают на ней отличия. Среди других арабских добровольцев — арабы-христиане и довольно много мусульман.

Забота о правах человека в отношении арабов отражает двойные стандарты. Канадский кинопродюсер Роберт Лантос, который также является еврейским лидером, отметил, что, хотя антисионисты осуждают Израиль за предполагаемые злоупотребления, они остаются «невозмутимыми из-за репрессий в отношении инакомыслящих в Иране, не обращают внимания на угнетение женщин в Саудовской Аравии, слепы к заключению и пыткам геев в Катаре, соглашаются с широко распространенным калечением женских половых органов и не беспокоятся из-за преследования христиан в нескольких исламских странах».

Стремятся ли израильские арабы к лучшим условиям? Конечно! Но, указывая на недостатки общества, израильские арабы в то же время ценят преимущества своего израильского гражданства. Они выступают против предлагаемых «земельных обменов» в окончательном мирном договоре между Израилем и Палестиной. Почему? Такой обмен территориями, скорее всего, будет означать обмен еврейских поселений на Западном берегу, которые станут частью Израиля, на израильские арабские города в «треугольнике Галилеи», которые войдут в арабскую Палестину.

Израильские арабы не хотят оказаться под юрисдикцией авторитарного палестинского государства. Они признают, что гарантия прав человека для арабского меньшинства в Израиле предпочтительнее того, с чем они столкнулись бы под властью Палестинской автономии.

Алан Дершовиц заметил, что «Израиль не только создал хорошую жизнь для своих еврейских граждан, но и помог своим арабским [и другим нееврейским] гражданам жить лучше — по уровню доходов, здравоохранения, продолжительности жизни и другим принятым критериям — чем арабы в соседних странах».

Поэтому неудивительно, что в ноябре 2023 года на вопрос о том, чувствуют ли они себя «частью государства Израиль и его проблем», 70% арабских респондентов ответили утвердительно.

Times of Israel, перевод Якова Скворцова

 

Похожие статьи