| Дорон Юнгер
Дорон Юнгер

Заслужили ли палестинцы право на государственность?

Заслужили ли палестинцы право на государственность?
Фото: Alicia Tatone/getty images

Итак, заслуживают ли палестинцы собственного государства? Короткий ответ — однозначное «нет». Но есть вопросы и получше. Например: что израильтяне узнали о палестинцах за 125 дней, прошедших с 7-го октября?

Израильтяне узнали, что не только хамасовцы, но и тысячи палестинских гражданских лиц, которые в тот день последовали за ними через суверенную границу Израиля, ненавидят их с особой яростью. Убийства израильских граждан (независимо от возраста, пола, религии или политической принадлежности), варварский характер расправ и садистские сексуальные преступления, совершенные в отношении израильских женщин, разрушили все позитивные представления. Данные опросов, проведенных после 7 октября, показывают, что атака ХАМАС, транслировавшаяся для всех (включая, разумеется, палестинцев), пользовалась широкой поддержкой среди палестинцев как в Газе, так и на Западном берегу. Хотя лишь 40% жителей Газы поддерживают ХАМАС, 80% приветствовали атаку 7 октября. Никто не может закрывать глаза на ликование толпы в Газе, которая в тот день жестоко расправлялась с беззащитными пленниками, включая детей, по пути в подземелья террора, в которых многие из них до сих пор остаются заложниками. Израильтяне поняли, что палестинцы еще более глубоко индоктринированы, а их мораль еще более глубоко развращена, чем кто-либо допускал ранее. В импровизированных видеороликах, сделанных в тот день простыми жителями Газы (чтобы побудить других пересечь израильскую границу вслед за террористами и последовавшей за ними толпой), они называли территорию суверенного государства Израиль «нашими оккупированными землями». Вывод: Палестинцы ничуть не ближе к тому, чтобы принять фактическую реальность израильского государства или уважать жизнь израильтян, чем 76 лет назад, в 1948 году. Газа — это не «тюрьма под открытым небом», но это точно поле искажения реальности. Если вам кажется, что это гипербола, подумайте о том, что 90 % палестинцев отказываются признать, что ХАМАС совершил варварские преступления против мирных жителей, которые террористы с гордостью фиксировали и предавали огласке, и многие из них вместо этого извращенно верят, что их совершили переодетые израильские спецназовцы. Массовое палестинское заблуждение слишком очевидно.

Мы хотим верить, что эти обобщения не относятся ко всем жителям Газы, что среди них есть невинные. Врагом является ХАМАС, а не все 2,3 миллиона жителей Газы, из которых около половины — дети. В истории о Содоме и Гоморре Авраам мужественно торгуется с Всевышним ради хотя бы 10 праведников. «И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым» (Берешит 18:23). Мы, евреи, подарили миру эти ценности (кстати, мы просто обожаем, когда остальной мир бросает нам в ответ те самые понятия, включая священную ценность всей человеческой жизни, которые еврейское писание и культура помогли привнести в человеческую цивилизацию. Опустите уже свой указующий перст). Печально известная индоктринация детей Газы с раннего возраста не лишает их статуса невинных. Нам хочется верить, что не все палестинцы ненавидят израильтян. Но мы хватаемся за пресловутую соломинку перед лицом огромного вала доказательств обратного.

Является ли ненависть палестинцев к израильтянам взаимной, иными словами, ненавидят ли израильтяне палестинцев? Безусловно, некоторые из них ненавидят. Они говорят о палестинцах в дегуманизирующих выражениях, ущемляют их права и не сочувствуют их трудностям. Они отказываются признать законное стремление палестинцев к суверенитету и не заинтересованы в облегчении тяжелой гуманитарной ситуации в Газе. Значительная часть израильтян вновь выразила заинтересованность в создании поселений в Газе, что противоречит политике Израиля последних нескольких десятилетий. Все это относится к меньшинству израильтян. С другой стороны, мало кто сомневается, что израильтяне едины в своей ненависти к ХАМАСу, и кто может их в этом винить? Но большинство израильтян просто хотят жить в мире и спокойствии с палестинцами, не желают управлять ими, не имеют планов на палестинские земли, признают беду, которую испытывают жители Газы, и очень многие сопереживают их реальной боли и страданиям. Эта напряженность в израильском обществе между ярым, ревностным, экспансионистским меньшинством и большинством, стремящимся к безопасности и мирному сосуществованию, отражается в нынешнем коалиционном правительстве Израиля военного времени. В условиях неразрешенной напряженности возможность для Израиля завоевать сердца и умы международного сообщества (а в перспективе и самих жителей Газы) путем создания гуманитарных зон секторе с использованием всех ноу-хау, которые ЦАХАЛ демонстрирует, когда так эффективно десантируется в кризисные центры по всему миру, к сожалению, так и останется неиспользованной.

Что палестинцы узнали об израильтянах после 7 октября?

Они поняли, что, несмотря на самое жестокое нападение на евреев со времен Холокоста, израильтяне все равно никуда не денутся. Они могли бы усвоить этот урок раньше (например, в 1948, 1967 и 1973 годах, во время Первой и Второй интифад), но, видимо, даже по состоянию на 2024 год факт постоянного проживания евреев на земле Израиля остается для палестинцев лишь сиюминутной конъюнктурой. Они узнают, что израильтяне — это не французы в Алжире 1960-х годов, которые, потерпев поражение, вернулись на родину, когда в ходе жестокой антиколониальной кампании вооруженные ополченцы из числа коренного алжирского населения неоднократно нападали на них и их гражданские институты. Вопреки преобладающему на арабской улице мнению (столь же распространенному, сколь и ошибочному), что Израиль является «колониальным проектом», у израильтян (большинство из которых были изгнаны в количестве почти миллиона из арабских стран, не говоря уже о тех, чьи семьи были уничтожены нацистами в Европе в ходе настоящего геноцида), как правило, нет возможности вернуться на родину. Как сказала Голда Меир тогдашнему сенатору Байдену во время его визита в Израиль в 1973 году, незадолго до начала Войны Судного дня: «Нам больше идти некуда». Каждый израильтянин знает печальную песню 1982 года «Эйн ли эрец ахерет» («У меня нет другой страны») — к лучшему или худшему, но так оно и есть. Палестинцы узнают, что израильтяне готовы поставить на кон свои жизни (на сегодняшний день это почти 250 солдатских жизней, и счет идет на минуты), чтобы Израиль навсегда остался современным воплощением мечты еврейского народа о восстановлении своей древней родины.

Что израильтяне узнали об израильтянах после 7 октября?

Израильтяне осознали, что они не могут (и не будут) жить с ХАМАСом, управляющим Газой на их южной границе. Старая стратегия «косить газон» (терпеть относительно незначительные акты агрессии ХАМАСа до тех пор, пока они не перерастут в невыносимые, как это периодически происходило, и тогда Израиль гроитл ХАМАС в мини-войнах) полностью провалилась, как показало 7 октября. ХАМАС должен быть побежден. Нет необходимости в ближайшей перспективе ломать голову над тем, можно ли полностью искоренить «идею ХАМАСа» (точно так же, как союзникам во время Второй мировой войны не было ни необходимости, ни времени беспокоиться о том, можно ли полностью искоренить «идею нацистов»; в итоге денацификация увенчалась большим успехом, и в конечном итоге нацистская идеология была в значительной степени искоренена). Нынешняя война с ХАМАСом закончится только одним: уничтожением военного потенциала и политического контроля ХАМАСа, а также обеспечением безопасности на границе с Газой на юге Израиля. Израильтяне, особенно перемещенные жители сектора Газа, не согласятся на меньшее. Израильтяне едины в своем убеждении, что ХАМАСу больше никогда не будет позволено совершить нападение, подобное 7 октября. Кроме того, израильтяне не допустят, чтобы кто-либо из тех, кто следует за ХАМАСом в Газе, когда-либо оказался в подобном положении: ни «Исламский джихад», ни палестинская администрация. В то же время израильтяне едины в своей решимости, что «Хизболла» не может оставаться к югу от реки Литани, прямо у северной границы Израиля (в нарушение резолюции ООН 1701), и — в случае необходимости — должна быть силой отброшена назад. Израильтяне, особенно перемещенные жители северного региона, примут от своего правительства только безопасность на границе с Ливаном. Вновь обретя чувство национального единства в этих вопросах, израильтяне поняли и другое: объединившись, они очень эффективны.

Что палестинцы узнали о палестинцах после 7 октября?

Боюсь, слишком мало. До тех пор, пока ростки свежих перспектив среди палестинцев, выступающих за мирное сосуществование с израильтянами, будут попираться в пользу старых надоевших песен об угнетении, виктимности и сопротивлении, а также циничного, лживого нарратива о произвольной израильской агрессии, на горизонте не предвидится особых улучшений для простых жителей Газы. Сторонники палестинцев на Западе, к сожалению, поощряют это самообман. Упорная привязанность палестинцев к самопрезентации в качестве угнетенного народа вызывает сильную связь с теми, кто находится за пределами региона, чья приверженность доктринам межсекторальности, политики идентичности и несостоявшихся идеологий, таких как социализм и коммунизм, сильнее, чем их признание ценностей либеральных демократий, в которых они живут. Куда это приведет гражданское общество в Европе, Северной Америке и Австралии, неясно и потенциально очень опасно. Палестинцы нашли удивительных союзников в ООН, Южной Африке и среди либералов с «кровоточащим сердцем», которые повсюду ходят по коридорам власти. За исключением ситуации в Газе, где ЦАХАЛ продолжает уничтожать ХАМАС, ложное представление о палестинцах как о вечно угнетенных и обездоленных, похоже, приносит свои плоды. Политическое руководство ХАМАСа, совершенно не заинтересованное в достижении ощутимых улучшений в жизни обычных палестинцев, вряд ли изменит свою заунывную шарманку до тех пор, пока полезные идиоты на Западе продолжают ему аплодировать.

Итак, вернемся к первоначальному вопросу: заслуживают ли палестинцы государства?

Законность стремления палестинцев к самоопределению трудно отрицать, особенно евреям, чье собственное стремление к самоопределению выражается в мечтательных словах израильского национального гимна «Атиква»: мы знаем, что такое не иметь своего государства! Но пока палестинцы находятся в плену убийственной идеологии, отрицающей право Израиля на существование в качестве еврейского государства и считающей территорию «между рекой и морем» принадлежащей им по праву, израильтяне не должны и не будут соглашаться на палестинское государство. Близким союзникам Израиля не к лицу настаивать на том, чтобы его лидеры уделяли первоочередное внимание разработке плана создания палестинского государства, в то время как ситуация на местах делает перспективу такого плана весьма сомнительной. До тех пор, пока в Палестине не появится руководство, которое убедительно дистанцируется от провальных доктрин фанатичного антисемитизма и вечного сопротивления «оккупации» (даже в Газе, откуда Израиль в одностороннем порядке ушел почти два десятилетия назад), палестинское государство относится к той же сфере, что и мастерская Санты и радужные единороги.

В то же время (как я уже писал выше), у Израиля нет желания управлять 2,3 миллионами жителей Газы, а большинство израильтян — в соответствии с заявленной политикой правительства Израиля — не заинтересовано в заселении какой-либо части Газы. Поэтому лучшее, на что могут надеяться палестинцы, — это то, что Нетаньяху называет «государством минус», то есть образование, обладающее всеми правами на самоуправление и не способное угрожать Израилю. В наши дни легко очернять Нетаньяху. Данные опросов показывают, что он непопулярен среди израильтян, а его партнеры по коалиции, крайне правые, еще более непопулярны. Однако в вопросе о палестинской государственности весьма сомнительно, что между Нетаньяху и любым из его вероятных преемников существует значительный разрыв. Готовность Биби противостоять международному давлению с целью предоставления палестинцам государства в любом случае, пусть и незаслуженно, может оказаться выше, чем у любого из его соперников. Кто увидит, как Галант, Ганц или Лапид выступят на специальной сессии Конгресса США, как это уже трижды делал Нетаньяху (кстати, единственный иностранный лидер, сделавший это, кроме Уинстона Черчилля), а именно это может в конечном итоге понадобиться для сдерживания все более враждебной американской администрации? Спустя более 125 дней после начала этой войны суть кажущегося неразрешимым конфликта между палестинцами и израильтянами, который длится уже несколько поколений, остается точно такой же, как и до создания государства Израиль: мы, евреи, хотим иметь свое государство; они, палестинцы, не хотят, чтобы оно было у нас. Перефразируя знаменитое высказывание Голды Меир о том, что «мир наступит тогда, когда арабы будут любить своих детей больше, чем ненавидеть нас», можно сказать, что мир наступит тогда, когда палестинцы сильнее захотят иметь свое государство, чем они хотят отказать нам, евреям, в этом. К сожалению, в ближайшее время этого не произойдет.

Times of Israel, перевод Ларисы Узвалк

Похожие статьи