Израильская архитектура: почему так уродливо?

Израильская архитектура: почему так уродливо?
Жилое здание на улице Ацмаут в Бат-Яме Фото: מתוך הסרטון בערוץ יוטיוב

До провозглашения Израильского государства и в течение многих лет после в стране бурно развивалась архитектурная мысль. В Иерусалиме, Тель-Авиве и Хайфе было сильно европейское влияние, в основном Баухауз. Архитектор мирового уровня Эрик Мендельсон спроектировал несколько примечательных зданий самого высокого уровня. Ричард Кауфман, привезенный сюда Артуром Руппином, стал главным планировщиком сионистского предприятия. Было много других прекрасных архитекторов.

Однако сегодня наши городские ландшафты по большей части выглядят неприглядно, а общественные пространства, улицы и площади кажутся безжизненными. Как мы дошли до такого состояния? С сожалением перечислим некоторые ключевые факторы.

Лица, принимающие решения, в основном мэры, которые де-факто являются главными градостроителями вверенных им населенных пунктов, и те, кто их обслуживает, уже давно отказались от хорошего вкуса и креативного дизайна в пользу погони за деньгами и сиюминутной выгодой предпринимателей и застройщиков, причем слишком часто и в своих собственных интересах.

Участие общественности в планировании превратилось в откровенный фарс. Строительные комитеты принимают большинство решений еще до того, как мы заходим в зал заседаний. Destroy/Build — Urban Renewal превращает владельцев квартир джентрифицированного государственного жилья в миллионеров (пока они не начнут нести высокие расходы на содержание жилых башен, построенных на месте голдовок). Богатые люди с видом на море мало заботятся о своем соседе, не имеющем лоджию, смотрящую на пляж «Фришман». Каждый сам за себя.

Комплексное трехмерное планирование — редкость. Строительные проекты становятся все более масштабными, что является профессиональным вызовом высшего порядка, на который способны лишь несколько архитекторов во всем мире.

На протяжении последнего поколения строительный дизайн в Израиле отличался невероятным конформизмом, как будто антигородские и антисоциальные отдельно стоящие башни-точки были единственным типом зданий в истории архитектуры. Однородные, повторяющиеся и бездумные проекты, лишенные какого-либо эстетического чувства, стали нормой. Архитектура «под копирку» стала печальным результатом компьютерного проектирования. Три таких, десять таких. Все наши города начинают выглядеть одинаково.

Мы видим все больше антисоциальных сегрегированных проектов, огороженных забором. Не было сделано ни одной попытки создать местную архитектуру, хорошо приспособленную, например, к нашему климату, мало игры масс, тени и света, внимания к деталям.

И хотя у нас все еще есть исторические здания Иерусалима и Яффо, их физический экологический контекст постепенно нарушается. Визуальный бассейн Старого города Иерусалима уже окружен башнями, на подходе еще больше.

Восстановление жизнеспособной архитектурной культуры в Израиле сегодня возможно только в том случае, если лица, принимающие решения на уровне муниципалитетов, в основном наши мэры, хорошо информированные, осознáют, что качественный архитектурный и городской дизайн существует, и захотят этого.

Серьезная утрата ценностей, свидетелями которой мы являемся, несомненно, приведет к тяжелым последствиям для израильского общества. Понятие «городское комьюнити» становится анахронизмом.

Times of Israel, перевод Ильи Амигуда

Похожие статьи